К Новому году мошенники активизируются, меняя свои подходы, но основные схемы остаются прежними. На брифинге, посвященном телефонному и интернет-мошенничеству, 25 декабря заместитель министра цифрового развития и связи Тульской области Роман Борисов рассказал о самых популярных способах обмана.
«Бесплатная модернизация»
Одна из популярных схем — «Бесплатная модернизация» от УК и газовых служб. Мошенники представляются сотрудниками управляющих компаний, предлагая бесплатную замену домофонов, счетчиков или установку «газовых анализаторов». Цель — выманить у человека цифры из смс для доступа к его личному кабинету на «Госуслугах» или к банковским приложениям.
Звонки из «силовых ведомств»
Следом идет тоже довольно распространенная «разводка» — звонки из «силовых ведомств»: аферисты представляются сотрудниками МВД, прокуратуры или Росфинмониторинга, запугивая граждан участием в «оперативном расследовании». Они требуют «сотрудничества», запрещают рассказывать о звонке кому-либо и под предлогом «проверки» или «сохранения денег» выманивают доступы к счетам.
«Бесплатный прием»
Также нередко мошенники обманывают под видом записи на «бесплатный прием» в поликлинику. Мошенники научились использовать реальные данные: они знают графики приема врачей, имена должностных лиц и названия медучреждений. Предлагают запись, а для «получения талончика» просят сообщить код из смс, что ведет к утере доступа к аккаунтам.
Кражи через NFC
Повод напрячься есть и у туляков, расплачивающихся на кассах телефоном, ведь не менее популярны кражи через NFC и подменные QR-коды. Злоумышленники снимают небольшие суммы с банковских карт, используя технологию бесконтактной оплаты (NFC).
Еще одна особенно популярная в новогодние праздники схема — подарок от «анонимного поклонника». Жертве доставляют подарок, а потом отправляют ссылку и просят оценить услуги курьера. Переходя по ссылке, жертва может лишиться собственных средств.
Втираются в доверие: они вас изучили
Мошенники стали тщательнее готовиться, узнавая о жертве больше информации из открытых источников. Это позволяет им дольше удерживать человека на линии и вызывать больше доверия.
«Мошенники научились предоставлять достоверные сведения, зная о том, из какого города, из какого района жертва. Они знают о конкретных должностных лицах в этой больнице, наименование учреждений и даже имеют доступ к графикам приема специалиста, что, конечно, дополнительно позволяет жертву убедить в том, что это не мошенник».
Борисов напомнил главное правило: в любой непонятной ситуации нужно положить трубку.
«Если это реальный звонок из ведомства, вас найдут альтернативным способом. Никаких санкций за то, что вы оборвали разговор, не будет», — подчеркнул он.
Также он посоветовал самостоятельно перезванивать в официальные учреждения для проверки информации.
Для защиты от кредитного мошенничества туляки активно пользуются услугой «самозапрета» на получение займов. За текущий год жители области оформили более 151 тысячи таких запретов.
ПО ТЕМЕ:
За две недели мошенники украли у туляков более 30 млн рублей с помощью лжевакансий