Корреспондент ИА «Тульская пресса» побеседовал с заместителем председателя избирательной комиссии региона Александром Машковым о грядущих президентских выборах, выходе из «спячки» тульских политиков и «мертвых» партиях.
— Сколько партий существует в тульском регионе на сегодняшний день? Как происходит отчетность партий о поступлениях и как борются с нарушителями?
— На 1 января нынешнего года в Тульской области существует 57 региональных отделений политических партий. Дело в том, что для существования политической партии в Москве, необходимо, чтобы не в менее половины субъектов существовали региональные политические отделения. В 2016-м году было два изменения: зарегистрировали в регионе «Партию Поддержки» и «Партию Профессионалов». Последняя партия была ликвидирована уже в сентябре. А по решению суда была также ликвидирована партия «Воля».
Восемь отделений партий предоставили за 2016-й год сведения с нарушением законодательства. Такая организация как «Партия Роста», которая раньше называлась «Правое дело», нарушила срок предоставления отчета за первый квартал, не представили сведения за третий квартал. И в итоге серьезный штраф.
Все это идет мировому судье, избирком никаких решений не принимает. В начале партии, которые нарушили закон, просто предупреждают. Но сразу хочу сказать, что никакого «китайского» 101-го предупреждения партиям нет. Если второй раз в текущем году нарушают — это уже наказывается штрафом.
Другое дело, что суд разбирается: кто это допустил? Организация ли как юридическое лицо, или какое-то должностное лицо, уполномоченное предоставлять финансовые отчеты?
За первое нарушение партии «Правое дело» вынесли предупреждение, а за второе нарушение уже выписали штраф в 100 тысяч рублей. «Союз Труда» тоже нарушили срок предоставления сведений за второй квартал 2016-го года. Их тоже привлекли к ответственности. Есть такая очень интересная политическая организация — Тульское региональное отделение партии «НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ» — тоже не предоставили вовремя сведения за второй квартал прошлого года. Аналогичное нарушение и у тульского отделения «Партии СОЦИАЛЬНОЙ СОЛИДАРНОСТИ».
«Партия пенсионеров России», которая имеет свое представительство в муниципалитетах области, а за третий квартал нарушила срок предоставления сведений.
ЛДПР тоже немножко, но прокололись. У нас нет двойного отношения к парламентским и непарламентским партиям, но мы понимаем, что у нас все парламентские партии принимают участие в выборах. И тут, конечно же, наслоились выборы 2016-го года, поэтому ЛДПР представили сведения за второй квартал, но немного нарушили сроки. Есть такая очень интересная партия «Против всех». Вот все думают, что в наших бюллетенях нет графы «против всех», но дай-то бог, чтобы они попали в такой бюллетень, где подобная графа будет — это на выборы в депутаты Тульской городской Думы. По партийным спискам именно на эти выборы. Но получилось так, что и они ошиблись, и вообще не предоставили сведения за третий квартал. Вот вам и «против всех», в том числе, наверное, и против предоставления сведений. Ну и «Аграрная партия России» нарушила за четвертый квартал 2016-го года предоставление документов.
Кто составляет протокол? Член комиссии с правом решающего голоса. Человек, который составляет протокол, не получает каких-либо приказов от комиссии — ему передается материал и все. Он процессуально независим от комиссии и может вынести решение, что не видит оснований для составления протокола, это его право. Тогда комиссия будет решать, кто уполномочен для составления протокола. Когда составляется протокол, уведомляют партию, представитель которой в праве присутствовать при этой процедуре. Но составление протокола может пройти и заочно, затем это передают в суд, а суд рассматривает и далее принимает решение.
Анализируя представленные за 2016 год отчеты, надо отметить, что финансово-хозяйственная деятельность велась семью региональными отделениями политических партий. Только 7 из 57! Остальные партии предоставляли нам нулевые сведения о поступлениях и расходовании своих средств. Вопросы, зачем существуют такие партии, я не задаю принципиально. Я как гражданин могу и не понимать этого, но как должностное лицо скажу: да, такое возможно.
Согласно представленным региональными отделениями гражданских партий отчетности, привлекаемые средства партий составили 108 миллионов рублей. 90% — это денежные средства: пожертвования и другие виды поступлений. И менее 10% — это иное имущество. В 2015-м году, если сравнивать, это 66,5 миллионов рублей. В 2014-м году, когда была избирательная кампания, привлекалось 152 миллиона рублей. 70% — это 77 миллионов, поступления от федеральных партий. Из общей суммы поступивших средств пожертвования составляют — 17 миллионов рублей. 83,5% — это пожертвования от юридических лиц. И от физических лиц — 17,5% (порядка 3 млн рублей). Были здесь пожертвования и с нарушением закона, но это из разряда неуказания необходимых реквизитов при перечислении средств и так далее. Ничего серьезного.
Из других источников – вступительные взносы. Они есть у некоторых партий: «Единой России», КПРФ – но подчеркну, что взносы добровольные. Это 3% всего – около 2,5 миллионов рублей.
Есть у партий и доходы от предпринимательской деятельности, им она разрешена, но она специфическая. Это не торговля, это совершенно другое – полиграфическая и тому подобное. Например, у КПРФ существует собственная газета. Доход от этого составил 0,1% или 70 тысяч рублей.
1% — это поступления по гражданским договорам и другие незапрещенные законом поступления. Они были у «Единой России» и у ЛДПР.
За отчетный период было возвращено пожертвований, поступивших с нарушениями, на 2,7 миллионов рублей.
На осуществление региональной уставной деятельности партии израсходовали около 88% всех привлеченных средств – это порядка 95 миллионов рублей. На что тратили деньги партии: 40% всех расходов, более 37 миллионов рублей – ушли на содержание своих аппаратов, тут что есть, то и есть – аппарат вечен… 0,3% или 300 тысяч рублей израсходованы на проведение партийных конференций. Это мы так думаем, что просто собрались и посидели, но нет: кофе-брейки надо оплачивать, копирование каких-то документов — надо оплачивать, если кто-то из гостей приезжает, то гостиницу им тоже надо оплачивать. Такие деньги тратили «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».
26% или более 20 миллионов рублей израсходованы на проведение публичных мероприятий и пропагандистскую деятельность. Кто здесь у нас отметился: опять «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Родина» и «Яблоко».
КПРФ на содержание СМИ потратили 7,5 миллионов рублей.
Вы знаете, и благотворительной деятельностью занимаются партии, но всех расходов менее 0,1%. 65 тысяч, как бы там ни было, на это потратили. Этот пункт расходов есть у «Единой России».
Ну и 0,05% — это в целом 55 тысяч рублей составляют другие, незапрещенные расходы, которые есть у ЛДПР и «Справедливой Росси».
— Политическая жизнь замерла от выборов до выборов. Как себя чувствуют сейчас тульские политические партии, чем он озабочены, с какими жалобами обращаются, что их интересует?
— Парламентские партии, как мы видим, они действуют, они проводят конференции. Это и «Единая Россия», и КПРФ, и ЛДПР, и «Справедливая Россия». То есть все это работает. Но вы ведь понимаете, что интенсивность разная: если одна провела съезд, то необязательно и другая должна проводить, если одна сажает деревья, то и другая должна сажать. У каждой партии свой календарь мероприятий.
Мы не в 90-х годах, когда все доказывали, что партии делятся на два типа: парламентские и не парламентские. И что одни работают только на выборах, а партии авангардного типа, как КПСС, работают постоянно. Нет этого больше в России. Естественно, что в период между выборами деятельность несколько утихает.
Если в законе о политических партиях черным по белому написано, что партии действуют для того, чтобы законным путем захватить власть, то бишь, участвуя в выборах, провести своих людей во власть законодательную, представительную, исполнительную, то нормально, что они работают постоянно. Конечно, выборы – это такое острие, то, ради чего партия вообще создается, ради чего она собирает деньги и проводит съезды. Это все кропотливая, спокойная подготовка к следующим выборам. И все, что связано, с деятельностью партий, это связано с выборами. Значит, мы должны работать так, чтобы избиратели нас снова выбрали. А избиратели – это же простые люди. Поэтому партии должны слушать людей и разрабатывать свои программы и проекты и потом их реализовывать на проблемных территориях. Это такой замкнутый круг, который существует не только в Европе, но и во всем мире. А по-другому зачем голосовать? Только за красивые лозунги с трибун? Проще тогда юмористов послушать.
Здесь мы видим связь между тем, что желают партии и что они получают в период выборов. А между выборами партии занимаются реализацией собственных программ по помощи населению. Вот, например, сбор гуманитарного груза для Донбасса, которым занимались партии – это были чисто политические проекты.
Мне, конечно, сложно сказать, как работают, как проводят свои совещания и конференции партии, у которых ноль привлеченных средств доходов и расходов. Потому что я, например, кроме того, что член «Единой России», я еще и член двух кооперативов: один гаражный и один дачный. И я понимаю прекрасно, что даже для общего собрания кооператива нужны средства. Это кажется, что все это бесплатно, но это стоит денег. И у нас есть членские взносы, то есть существует движение средств. А если этих средств ноль, то это достаточно странно.
Конечно, сейчас у всех на устах и на умах президентские выборы. Они стартуют в конце этого года, когда Совет Федерации их назначит. Тогда же стартует избирательная кампания.
— Председатель избирательной комиссии Тульской области Сергей Костенко заявил, что избирком начал вести подготовку к президентским выборам. В чем она заключается? Будет ли что-то принципиально новое по сравнению с сентябрьскими выборами?
— Выборы президента отличаются тем, что вся страна объявляется единым одномандатным округом, в котором должность одна – это Президент Российской Федерация. Поэтому ЦИК на этих выборах действует, по сути дела, как окружная комиссия. То есть туда приходят кандидаты, туда они заявляются со своими документами, там они регистрируются, предоставляют подписи в поддержку, именно там их фамилии вносят в бюллетени для голосования – все это происходит в Москве. Естественно, что и главные штабы действуют там же. Здесь у нас никаких кандидатов нет.
На выборах в Госдуму, которые были в 2016-м году, конечно, были и кандидаты по партспискам, которых регистрировала Центральная избирательная комиссия. Но были и кандидаты-одномандатники, которые регистрировались по одномандатным округам. У нас было два округа. Конечно, избирательная комиссия Тульской области могла сделать так, чтобы здесь было две окружных комиссии, которые их регистрировали бы, но мы эти полномочия взяли на себя. Вот уже первое существенное различие между выборами Президента и выборы в Государственную Думу. Последние хоть и федеральные выборы, но отчасти они имеют очень серьезный региональный подтекст. Партии в Москве принимали решение о том, чтобы региональные партии могли открывать свои избирательные счета и раскручивать свою деятельность по агитации в области. На выборах Президента счета открываются только там, в Москве.
Выборы в Президенты невозможно опять же перепутать с выборами губернатора.
Так вот чем же будут заниматься партии на выборах Президента? Ну мы уже слышим пока по СМИ, что на съезде ЛДПР Жириновский провозгласил свое желание пойти на выборы. Как долгожитель, шестой раз уже – это прекрасно. Зюганов уже, говорят, тоже собирается, тоже еще один лидер партии, который не первый раз уже идет на выборы.
Естественно, есть региональные отделения партий, и они, конечно, будут за своих кандидатов здесь работать. Но в своем большинстве, как мне предоставляется, это будут беспартийные волонтеры. То есть люди, которые не состоят ни в какой партии, а просто могут прийти и заявить: мне нравится этот кандидат, я хочу за него поработать. И пожалуйста, вас возьмут в региональный штаб, который будет здесь распространять агитацию за своего кандидата. Зарегистрирован штаб, конечно, в Москве, а в регионах действуют местные организации.
— А в чем заключается подготовка?
— Мы должны понимать, что любая подготовка к выборам состоит из двух частей – это подготовка системы избирательных комиссий, которая проводит выборы: от ЦИКа до участковой. Это те люди, которые являются организаторами выборов. И второе – это те политические силы, которые к этому готовятся.
Я могу сказать только о нас. По политическим силам могу предположить, что те действия, которые постепенно к весне начинают раскручиваться, выходить из зимней спячки, они направлены на создание благоприятного имиджа той или другой партии, которые в последующем выдвинут своего кандидата. Конечно, у нас сейчас не та стадия, как во Франции, но во Франции-то выборы вот сейчас уже, в апреле. А у нас еще есть время.
Что касается избирательных комиссий, то сейчас происходит подготовка тех моментов, которые надо в законодательстве поправить. Здесь ничего революционного и радикального не будет, Есть отдельные технические моменты, нестыковки одного закона с другим, а все понимают, что между ними споров быть не может. Это надо привести в соответствие. Есть отдельные нормы, которые касаются деятельности участковых избирательных комиссий.
Ну и конечно, учеба. Я сам посетил учебу в конце года, на которую собирали всех представителей субъектов РФ. И там подводили итог и говорили о тех проблемах, которые нужно решить. В целом мы понимаем, где были ошибки и у кого, и что надо сделать, чтобы этих ошибок не повторить.
Сейчас очень много говорят о том, чтобы на избирательных участках применялась электронная техника для распечатывания протокола комиссии, чтобы протоколы содержали QR-код, чтобы ввод данных в систему ГАС выборы был одномоментный. Поднесли, нажали лазер, как в магазине, и данные в компьютере.
Мы должны понять, как нам защитить свои данные, чтобы не было таких истошных криков, как в Америке, например, что это хакеры какие-то русские влезли.
На семинаре обсуждали и то, насколько нужна та аккредитация для СМИ, которая существует сейчас. Это касается, в первую очередь, тех СМИ, которые, как и некоторые партии, числятся только на бумаге. Но в целом, я думаю, что серьезных изменений здесь не будет.
Это все подготовка к президентской кампании. Мы вроде думаем, что это еще год целый впереди, но одномоментно ничего не делается, ни в одном государстве. Тем более, при подготовке к выборам. А на нашем уровне это очень серьезный, скрупулезный анализ и действующего законодательства, и проведение учебных семинаров. С территориальными комиссиями мы будем обсуждать это с помощью видеосвязи, которую нам предоставляют коллеги из МЧС.
Нужно будет провести анализ и участковых комиссий: у кого что получилось, у кого не получилось. Например, в одном из районов ТИК поздно отчитался по выборам Губернатора и Госдумы, очень поздно был завершен ввод данных – без четырех минут восемь утра. Вот и нужно разобраться, кто не так сработал, на каком уровне.
Так это все происходит, постепенно вся система настраивается. В этом году у нас только одна избирательная кампания – это выборы в Богородицком районе. Там у нас 10 мандатов, два пятимандатных избирательных округа.
В целом же, наш избирком готов к любой кампании. Это я вам говорю без «шапкозакидательства», что наши профессионалы готовы провести любые выборы, только дайте нам отсчет от какого-то дня, три месяца на подготовку и пошло. Не вопрос. Единый день голосования – хорошо. Вне графика? Нет проблем. А в вопросы политические мы не встреваем, это нас не касается.
Подготовка проходит в рамках здорового консерватизма. Поэтому мы проведем выборы, проанализируем все и потом решим, что нам следует менять и следует ли вообще.