Тульский регион вошел в число «пилотных» субъектов, в которых внедрили Региональный экспортный стандарт. В его состав вошли представители заинтересованных органов исполнительной власти, общественных объединений, институтов развития, регионального центра поддержки экспорта, крупных промышленных предприятий, субъектов малого и среднего предпринимательства. Главой Совета стал Губернатор Тульской области Алексей Дюмин.
ИА «Тульская пресса» продолжает цикл материалов, посвященных инвестиционным возможностям региона и деятельности по привлечению инвесторов. Мы обсудили с министром экономического развития Григорием Лаврухиным приоритетные задачи, которые ставит перед собой Экспортный совет в настоящее время.
Обмен опытом
Первое заседание Экспортного совета состоялось 29 ноября под председательством министра Григория Лаврухина. Мы поговорили с Григорием Викторовичем о задачах и направлениях деятельности членов Совета.
«Членами экспортного совета являются и крупные компании-лидеры – это «Тулачермет», «Каргил», «Проктер энд Гэмбл», НАК «Азот», — пояснил Лаврухин. — Они имеют достаточно высокий уровень компетенции своих служб, которые работают во внешней экономической деятельности. Иногда эти службы могут даже подсказывать что-то и делиться своим профессиональным мнением.
При этом, также в совет входят и молодые и малые компании, которые сегодня не могут финансово и организационно иметь целый набор специалистов, чтобы выходить на новые рынки, чтобы изучать законодательство той страны, в которой они заинтересованы. И здесь наша задача состоит в том, чтобы использовать весь потенциал и опыт наших крупных компаний, чтобы в целом региональную поддержку и необходимую мотивацию для компаний, собирающихся выходить на экспорт, повышали».
Обмен знаниями
Григорий Лаврухин отметил, что Совет очень тесно сотрудничает с российским экспортным центром.
«С одной стороны, центр внедряет в регионах экспортный стандарт – это различные виды поддержки, информационная работа, чтобы каждый предприниматель понимал, что нужно, чтобы выйти на экспорт, какую поддержку ты можешь получить, с какими рисками столкнуться, как эти риски минимизировать или закрыть, — подчеркнул министр. — Мы реализуем и свои, региональные меры поддержки, и те меры финансовой и нефинансовой поддержки, которые дает РЭЦ.
Тульские компании этими мерами поддержки пользуются, есть те, кто только начал это делать – это и субсидирование, и сертификация, и изучение и проведение маркетингов рынка, или, например, субсидирование транспортных расходов до границ России, чтобы повышать конкурентоспособность. Мы понимаем, что транспортировка внутри Европы или из Тулы до границ Китая – это совсем две разные логистические вещи. А на начальном этапе, чтобы занять свое место на рынке, компании нужна эта поддержка.
Расчеты компания говорят, что при реализации этих мер есть существенная возможность по улучшению своих показателей с точки зрения продаж на новые рынки, а это соответственно и возможность увеличения производства и так далее».
Направления роста
Экспортная стратегия Тульской области отражает приоритеты развития экспортной деятельности региона и учитывает задачи, определенные в основном направлении стратегического развития Российской Федерации «Международная кооперация и экспорт». Развитие экспорта промышленной продукции обеспечивает увеличение объемов отечественного производства, рост налоговых поступлений в бюджет и создание дополнительных рабочих мест.
В отличие от российской экономики в целом, товарная структура экспорта Тульской области характеризуется преобладанием доли продукции обрабатывающей промышленности, которая составляет свыше 90% стоимости регионального экспорта. Это связано и с достаточно скудной сырьевой базой региона, и с успешным развитием обрабатывающих отраслей (включая оборонно-промышленный комплекс) в области.
В 2016 году более 33% экспорта составила продукция химической промышленности, в основном это аммиак, метанол, минеральные удобрения и моющие средства. Второе ключевое направление тульского экспорта – черные металлы.
В целом, наиболее стабильные направления экспорта — США, Германия, Испания, Индия, Китай. Хотя в отдельные годы товарные потоки шли в новые страны, так в 2015 году 26% экспортной продукции было направлено в Ирак, в 2013 — 12,8% от общего экспорта составил экспорт в Алжир.
Наиболее существенными факторами, определяющими развитие внешней торговли области, будут: формирование интеграционных объединений с участием России и расширение делового международного сотрудничества, сбалансированность политики государства в области защиты внутреннего рынка, уровень инвестиционных возможностей предприятий и платежеспособного спроса населения, рост инвестиционной активности и повышение реальных доходов населения, а также реализация мер государственного стимулирования экспорта и импортозамещения.
В качестве перспективного направления развития внешнеэкономического сотрудничества можно выделить экспорт услуг в туристической сфере, сфере образования и здравоохранения.
В целом же, правительство Тульской области планирует максимально продуктивно поддерживать производителей – экспортеров на региональном уровне и ориентировать предприятия на активное взаимодействие с институтами развития, способствующими развитию внешнеэкономической деятельности, в частности РЭЦ.
Летом 2017 года на оперативном совещании под председательством Губернатора Тульской области Алексея Дюмина в ходе обсуждения предварительных итогов развития животноводства было озвучено, что по отношению к соответствующему периоду 2016 года объем производства мяса составил 166%, яйца куриного – 160%. Рост в первую очередь обеспечен за счет реализации проектов, которые были начаты в прошлые годы. В числе инвестпроектов было названо и производство мяса птицы и яйца компанией «Воловский бройлер».
«Надо сделать все, чтобы начатые проекты были завершены в намеченные сроки, активизировать работу по привлечению инвесторов в молочную отрасль», — заявил глава региона.