Мода – хорошо это или плохо? Чаще всего мы вкладываем в это слово всё-таки негативный смысл. Мода – как нечто недолговечное, переменчивое, показушное. Но есть мода хорошая, как, например, мода на качественные продукты и местное производство.
Гастрономический туризм, гастрономические ярмарки, гастрономические фестивали – это уже не просто желание поесть вкусного, но и поесть полезного. А для фермеров – это отличная (а иногда чуть ли не единственная) возможность встретиться с теми, ради которых весь сыр-бор затевался – со своими покупателями.
Корреспондент «Тульской прессы» сходил на фестиваль еды от местных производителей «СВОЁ», проходивший на минувших в выходных в кремле, и посмотрел, насколько выгоден и нужен сельскохозяйственный бизнес.
Очная встреча
На большой кремлевской площади толпы народа: здесь и мамы с шумными детишками, и рачительные хозяйки, и молодежь на стиле, которая пришла за «бургерами и лимонадами». Все не спеша, под выгорающим августовским солнцем, перемешаются от прилавка к прилавку. Продавцы, кто-то устало, кто-то с надеждой, ищут глазами будущих покупателей. У некоторых киосков людей столько, что не видно, что там вообще предлагают, но можно догадаться по запаху. А в других беседках проводят очередной мастер-класс по изготовлению куклы из лоскутков – желающих научиться этому «бабушкиному» ремеслу не убавляется. Всё это под современные хиты вроде «Кукушки» и «Цвет настроенья синий», которые поют со сцены тульские артисты.
Так в тульском кремле проходит фестиваль фермерской еды «СВОЁ». Фестиваль уже не дебютант – в прошлый раз он был организован в Подмосковье. А в этом году стартовал в Туле, чтобы затем перетечь в Ижевск, Великий Новгород и финишировать в столице.
«Один из древнейших русских городов, Тула испокон веков славилась своими ярмарками, народными гуляньями и, разумеется, вкуснейшими натуральными продуктами питания. Богатый тульский край дал России и всему миру знаменитые пряники и самовары для душевных чаепитий в кругу семьи и близких», — сообщают организаторы фестиваля на официальном сайте.
И тут не поспоришь. Помимо очевидных уже пряников и самоваров, к гастрономическим брендам тульского региона уже давно относятся белёвская пастила и суворовские конфеты, а если копать глубже, то можно приплюсовать к этому списку еще десятки как крупных промышленных продуктовых производств, так и небольших фермерских хозяйств, особенно начавших развиваться с начала эпохи импортзамещения.
«На фермерскую продукцию приходится значительная часть экологически чистых, натуральных и высококачественных продуктов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным аналогам. Именно такая продукция представлена на фестивале «СВОЁ», где покупатели могут лицом к лицу встретиться с лучшими сельхозпроизводителями, попробовать и купить продукты, которые не всегда можно встретить на полках супермаркетов», —цитирует пресс-служба областного правительства Первого заместителя министра сельского хозяйства РФ Джамбулата Хатуова, приехавшего в Тулу на открытие фестиваля.
Встретиться лицом к лицу на фестивале можно было с изготовителями и продавцами молока, сыров, яиц, мяса, овощей, ягод и фруктов, конечно же, пряников и пастилы, меда, варенья, выпечки, чаев и много-много чего ещё другого.
Малиновое вино
Одним из ведущих брендов, который уже представлен на гастрономической карте России – это белевские производители ягод и ягодной продукции. На фестиваль они привезли чайные смеси из ароматных трав, цветов, сушеных ягодных плодов и листьев.
«Нашей компании – шесть лет. Уже два года мы делаем ягодные чаи. А теперь занялись ещё и разработкой ягодного вина, — рассказывает председатель сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива компании Милена Губенко. — К сожалению, пока не можем его просто так продавать – есть недоработки федерального закона о льготном лицензировании. Мы уже даже в Госдуму вышли, чтобы внесли поправки.
Проблема в том, что производители вина из винограда могут в упрощенном виде получать лицензию на свою продукцию, а вот ягодники пока нет. Писали этот законопроект еще в 2014-м году для Крыма, но, видимо, забыли, что есть и другие региона, в которых растут не виноград, а ягоды».
По словам Милены, при правильном подходе выращивать ягоды не так сложно, а спрос на них огромный. Продают и в розницу, и для производства тульских пряников и пастилы. Трудится же в компании порядка 18 человек, которые задействованы и в процессе сбора урожая, и в изготовлении из них смесей и сборов.
Секрет в натуральности
Когда мы поинтересовались у Милены, как обстоят дела у компании с сетевиками (которых вроде как обязывают местную продукцию брать), она отмахнулась. Мол, о сетевиках пока и не думали, не такие мы большие ещё, рано. Но в разговоре с другими продавцами мы поняли, что даже при желании попасть на полки супермаркетов – непростая задача для частного хозяйства, не обладающего крупными производственными мощностями.
Это мнение разделяет и Зафар Назиров – владелец крестьянско-фермерского хозяйства в Щекинском районе. Он занимается выращиванием коров и овец, продает мясо через небольшие частные магазины, но в общем-то, не сказать, что жалуется. Говорит: кто один раз попробует мясо с его фермы, тот потом будет приходить за ним ещё и ещё.
«Мы выращиваем баранину и бычков на откорм, а говядину – на молоко. Я сам скрещивал романовскую породу овец с эдильбаевской, потому что у романовской породы есть неприятный душок, а так мы получаем хорошее мясо и без лишнего запаха. Эдильбаевских баранов мы кормим отдельно для шашлыка – откармливаем их ячменем. Так оно получается мягким по структуре, даже мариновать не нужно. Правда, у эдильбаевской породы есть проблема в курдючном жире. Но мясо! Само мясо — высшей категории. Все рестораны берут. У меня вот четыре кафе заказывают», — рассказывает Зафар.
На наш вопрос, сколько он занимается этим, Зафар улыбается и отвечает, что всю жизнь.
«Мы сами мясо много кушаем в семье. Я всю жизнь занимался животноводством. Купил сначала корову, потом ещё одну и так потихонечку получилось свое хозяйство. Я люблю это дело. Мы сами по два баранчика в месяц съедаем. Стали просить друзья, знакомые. Есть спрос, так с 2006-го года и открыли ферму».
Зафар говорит, что вот такие ярмарки очень помогают местным производителям – все-таки на новых покупателей гораздо проще выходить во время больших фестивалей. А без покупателя любое хозяйство, даже с отменным мясом, долго не протянет. Предложение есть, лишь бы спрос стабильный был.
Секрет в гигиеничности
О том, как важно, чтобы корм был хорошего качества, рассказал нам представитель сырного производства Артем Чабров. По его словам, коровы, которые производят молоко для их сыров, кушают сено из особо обустроенных кормушек – они сделаны так, чтобы корова не роняла себе под ноги остатки сена и не ела потом его с пола вместе с грязью и своими отходами. Так что молоко получается высшего качества и абсолютно безопасным с точки зрения патогенных микроорганизмов. «Пасутся», кстати, эти коровы тоже в Тульской области – в Заокском районе.
Правда, уникальность производства сыров компании все-таки кроется не в безопасном молоке (несмотря на важность такого факта), а в настоящем итальянце в России. Технолог компании Маурицио Россини – потомственный сыровар – в третьем поколении – теперь, вот уже как лет пять, занимается изготовлением итальянских сыров в Новомосковске. А всего трудится на производстве около 35 человек – многие выпускники колледжей Тульской области.
«Все это ручная работа. В месяц мы прорабатываем по 100 рецептов разных. Поставщика молока искали долго, пока не нашли ребят из Заокского района. Тем не менее, каждую партию молока все равно перепроверяем – на нашем заводе есть своя лаборатория. Мы смотрим, что молоко соответствовало всем нашим стандартам по чистоте, по белку. Многие думают, что в сырах главное – это жир, но вообще-то нет. Главный показатель – это белок. Можно сделать совершенно обезжиренный сыр, и он будет настоящим сыром. Главное, чтобы в нем было много белка».
По словам Артема, конкуренция среди сыроваров, конечно, уже достаточно большая, но вот за качеством следят не все. Например, производят сыры не из пастеризованного молока, что вообще-то запрещено законодательством.
«У них себестоимость дешевле, а продают они их дороже наших!» – возмущается Артем.
Отметил он, как и Зафар, роль выставок в продвижении компании. Тот же минсельхоз тульского региона помогает фермерам с участием в крупных мероприятиях, навроде «ЭКСПО» и «Золотой осени» в Москве. А значит, можно постепенно расширять рынок сбыта, выходить на новый уровень. При такой популярности, и на прилавки сетевых супермаркетов попасть несложно. Правда, стремятся к этому не все.
Семейное дело
Коллега Артема Нина Николаевна тоже продает сыр, правда, масштабы пока небольшие – несколько торговых точек в Туле, но она таким положением дел довольна. Говорит, в супермаркетах продавцу все равно, что у него там, на витрине лежит, а она всегда может и рассказать, и подсказать, и всё объяснить.
Хозяйство находится в Большой Туле, а возглавляет его совсем молодой ещё предприниматель – 22-летний туляк Семен Яблоновский.
«Он у нас два образования одновременно получает, а ещё у него черный пояс по каратэ – взрослый разряд – такой молодец», — рассказывает Нина Николаевна
В «подчинении» у Семена нубийские козы и коровы джерсейской породы – у них молоко с высоким содержанием жирности – до 8%. А из козьего молока делают вкусные сыры. При этом ,все корма для животных тоже выращивается на собственных землях хозяйствах. Занимаются всем этим члены семьи Семена и два штатных сотрудника, которые доят коров и коз.
Как и многие местные производители, начать свое дело в фермерской стезе Семен смог после получения гранта, выделенного ему тульским правительством как начинающему предпринимателю на земле.
«В свое время родители купили дачу и нубийскую козу. Начали знакомые просить поделиться, мы купили ещё двух коз. И этого всё равно стало мало, поэтому в 18 лет я решил попробовать сделать под это всё дело бизнес, — поясняет Семен. – Очень помогло государство, минсельхоз выделил нам грант в 1,5 млн рублей на поддержку как начинающим фемерам. На эти деньги мы завезли первых коз из Америки.
Наше фермерство – это семейное дело, трудимся все вместе. Это требует постоянных вложений, практически всё, что зарабатываем, вкладываем в развитие. Скоро вот доделаем сыроварню, чтобы еще лучше сыры делать».
—————————————————————————————————————————————————————————
Фестиваль проработал два дня, и за это время стало понятно. Что потребность в таких вот сельскохозяйственных ярмарках у жителей огромная. Так что, как говорится, хорошо бы не в последний раз, а ещё лучше сделать подобные события в Туле регулярными. От такого решения выиграют все: и фермеры, и их покупатели.