Нет дыма без огня: как погибшие сироты оказались в приемной семье

03.12.2018 07:21
Смертельный пожар на Гарнизонном проезде потушили уже давно, однако нелицеприятные подробности о многодетной матери, погибшей от травм, полученных в вечер трагедии, не утихают

Со дня страшного пожара, случившегося на Гарнизонном проезде в Туле, минуло полторы недели — 21 ноября огонь унес жизни четырех маленьких детей, спустя несколько дней в больнице погибла их мать.

Тогда казалось, что хуже быть уже не может, однако в конце минувшей недели стало ясно — может. Оказалось, что двое сирот, погибших в пожаре, были взяты под опеку незаконно. К такому выводу пришли следователи и сотрудники прокуратуры, проверявшие документы. Следом за уголовным делом о причинении смерти по неосторожности двум и более лицам возбудили еще два — уже о халатности.

Но обо всем порядку.

Страшная заявязка

Квартира в доме №3Б по Гарнизонному проезду в Зареченском районе оружейной столицы загорелась поздним вечером 21 ноября. По данным пресс-пресс-службы ГУ МЧС по Тульской области, сигнал о возгорании поступил в 22:17. На месте происшествия работали 23 человека, а также следователи-криминалисты.

В тот вечер пожарные спасли семерых человек, однако четверо маленьких детей погибли. Их мать увезли в больницу — женщина получила ожоги второй и третьей степени.

Как расскажет на следующий день уполномоченный по правам ребенка в Тульской области Наталья Зыкова, старшему из погибших детей было всего шесть лет, младшему— только 11 месяцев, двое из них были родными (девочки), двое приемными (мальчик и девочка). Еще трое приемных детей, по данным пресс-службы СУ СК РФ по Тульской области в вечер трагедии находились в «специализированных учреждениях».

В ту ночь у дома на Гарнизонном проезде побывали первый замегубернатора Валерий Шерин, глава тульской администрации Евгений Авилов, министр здравоохранения региона Андрей Третьяков, а также руководитель главного управления МЧС по области Владимир Кий.

Тем временем сотрудники отдела по Зареченскому району возбудили уголовное дело по 109-й статье УК РФ (причинение смерти по неосторожности двум и более лицам), начались обыски, опрос свидетелей. Также были назначены медицинская и пожаро-техническая экспертизы.
Сотрудники коммунальных служб за сутки восстановили системы жизнеобеспечения дома по стояку сгоревшей квартиры, управляющая компания взяла обязательства по косметическому ремонту в подъезде.

На следующее утром мы узнали — в том пожаре погибли внуки депутата Тульской городской Думы.

На особом кронтроле

Ситуацию с пожаром, унесшем жизни детей, сразу же взял на личный контроль губернатор Алексей Дюмин. Об этом сообщил первый замглавы тульского региона Валерий Шерин.

На следующий день после трагедии, 22 ноября, по поручению губернатора Шерин провел совещание с представителями правоохранительных органов, МЧС и профильных министерств.

«Ситуация находится на контроле Губернатора Алексея Дюмина. Задача правоохранительных органов – разобраться в причинах, которые привели к этой трагедии», — отметил первый замглавы тульского региона.

Также на личный контроль расследование уголовного дела взял прокурор Тульской области Роман Прасков.

От прокуратуры на место трагедии выезжали первый зампрокурора Тульской области Сергей Савенков и прокурор Зареченского района Артур Зенкин.
По указанию Праскова прокуратура начала проверку соблюдения законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья несовершеннолетних, организацию работы органами опеки.

Пугающая кульминация

Несмотря на усилия медиков, многодетная мать скончалась в тульской больнице 25 ноября. К тому времени сотрудники МЧС выяснили — пожар занялся в детской комнате, однако причину возгорания пока не установили.

Одновременно с этим расследование уголовного дела продолжалось, и следователи сообщали все новые подробности.

Уже тогда взор следственного управления упал на сотрудников органов опеки и попечительства, а также лиц профильных департаментов и министерств региона, ответственных за контроль законности при оформлении опеки. В частности, речь зашла о признаках халатности со стороны отдела опеки и попечительства Зареченского района Тулы, отдела организации опеки и попечительства департамента социальной политики министерства труда и социальной защиты Тульской области, а также министерства труда и социальной защиты региона. Тогда следователи получили документы, на основании которых была оформлена опека и попечительство над приемными детьми, кроме этого, они взяли должностные инструкции на лиц, осуществляющих надзор за погибшей многодетной матерью.

Допросили сотрудников отдела опеки и попечительства Зареченского района, должностных лиц специализированных детских учреждений, в которых находились трое других детей, а также фельдшеров «скорой», работавших на месте проишествия и медиков, лечивших многодетную мать.
Кроме этого, следователи занялись поисками супруга — в органы внутренних дел направили поручение о производство оперативно-разыскных мероприятий.

В минувшую пятницу, 30 декабря, старший помощник руководителя СУ СК РФ по Тульской области Анна Киреечева сообщила, что погибшая женщина получила под опеку пятерых сирот и стала многодетной матерью незаконно.

Как оказалось, она подала в органы опеки недостоверные документы. В частности, не соответствуют действительности данные из медицинского заключения, кроме этого, она не была зарегистрирована по адресу фактического проживания, который указала в документах для органов опеки.
Достоверность всех поданных справок и заключений должны были проверить уполномоченные лица, однако это сделано не было.

Возбуждено два уголовных дела о халатности. В совершении преступления подозревают работников одного из медицинских учреждений Зареченского района Тулы,  сотрудников органов опеки областного центра,  территориального отдела по Алексинскому району и рабочему поселку Новогуровский министерства труда и социальной защиты Тульской области.

В пресс-службе прокуратуры Тульской области сообщили, что детей женщине передали в 2017 году. В работе сотрудников территориального отдела по Алексинскому району и рабочего поселка Новогуровский министерства труда и социальной защиты Тульской области и территориального отдела по Туле, занимавшихся вопросом, обнаружили нарушения семейного законодательства.

«Установлено, что указанные органы опеки и попечительства, выдавая женщине заключения о возможности её быть опекуном, издавая соответствующие распоряжения и заключая с ней договоры о приемной семье, руководствовались документами, содержащими недостоверные сведения о её месте работы и проживания, состояния здоровья, не проверив достоверность содержащихся сведений.

Установлено также, что должностными лицами одного из государственных учреждений здравоохранения Тулы в сентябре 2017 года незаконно выдано пострадавшей медицинское заключение об отсутствии у неё заболеваний, препятствующих принятию под опеку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Фактически сведения, содержащиеся в заключении, не соответствовали действительности. В связи с тем, что в действиях должностных лиц указанных органов опеки и органов здравоохранения усматривались признаки уголовно–наказуемых должностных преступлений, прокуратура в порядке п.2 ч.2 ст 37 УПК РФ материалы проверки направила в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц», — сообщили в пресс-службе надзорного органа.

 


Отметим, что перечень медицинских заболеваний, ставящих крест на потенциальном опекуне, невелик, но все его пункты довольно серьезны.

Юристы сообщают, что в перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку или взять в приемную семью утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.05.1996 г. № 542 и включает в себя следующие заболевания: туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета, заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации злокачественные онкологические заболевания всех локализаций наркомания, токсикомания, алкоголизм, инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность.

Говорить об этичности должностных лиц, взявших на себя смелость нарушить закон и передать пятерых детей, можно бесконечно. Вопрос об их причастности к трагедии установят компетентные органы. Главное сейчас — помнить, что в живых остались еще трое вновь осиротевших детей.

Как отметила детский омбудсмен Наталья Зыкова, в момент трагедии трое ребят находились в коррекционных учреждениях с пятидневным пребыванием, их судьба решится в ближайшее время.

«Это очень важно — оставить детей в этой семье. Они уже пережили одну трагедию: родная мать отказалась от них. Теперь нужно помочь им пережить новое потрясение».

Мы продолжим следить за развитием событий. Учитывая резонанс от случившегося и подробности этого дела, хочется надеяться, что развязка не заставит себя долго ждать.

Теги
Рекомендуем
09 октября 2019
Смертность от алкоголя в Тульской области вдвое превысила средний уровень по России
Все рекомендации