Калуга и Тула: почему калужанам удалось сохранить исторический центр

05.08.2020 19:00
Почему не сохранился единый облик старой Тулы и кто в этом виноват?

Тулу и Калугу связывает не только географическое положение. Начнем с того, что во второй половине XVIII века императрица Екатерина II проводит кардинальную для того времени реформу о административно-территориального деления Российской империи. Большинство новых административно-территориальных единиц, за редким исключением, получило официальное название «наместничество»: Тульским и Калужским был поставлен руководить генерал-губернатор Михаил Кречетников. 

Своей резиденцией он выбирает Калугу — небольшой город на Оке, населением всего в 17 тысяч человек. Михаил Кречетников занимается архитектурой города, приглашает известного тогда архитектора Петра Никитина. К тому времени архитектор уже построил несколько дворцов в Москве, разработал проект первого регулярного плана застройки Твери и проекты зданий, определившие характер застройки города. 

В Калуге Никитину дают полную свободу творчества. Первое, что решает архитектор, это убрать деревянный Кремль, а вместо хаотичной застройки города Петр Никитин предлагает «европейский», как сказали бы сейчас, проект регулярного плана. В его проекте Калуга получает очертания правильной трапеции, а по бокам, со стороны Московской и Тульской застав, примыкают «прямоугольники» Ямских слобод. План Никитина, отмечают современные архитекторы — удачное сочетание приемов лучевой, веерной и прямоугольной композиций.

И вот, с приходом гениального архитектора, небольшой город на Оке начинает преображаться. В Калуге появляется главная улица Садовая, ансамбль Присутственных ворот, Каменный мост над Березуйским оврагом. В 1784 году Петр Никитин начинает строить знаменитый калужский Гостиный двор — традиционный для российской провинции, в стиле классицизма; в том же году архитектор умирает, вписав себя в историю города. 

Калугу продолжали застраивать и после смерти Никитина, в рамках его регулярного Плана. Удивительно, но исторический центр города остался почти таким же, как и во времена приглашенного архитектора, хоть и претерпел небольшие изменения. Даже местный Белый дом, построенный уже в советские годы, вписался в архитектурный облик старого города. Тульский же, напротив, сильно выделяется на фоне Кремля, к тому же заменил собой дворянские и купеческие дома.

«Такая судьба у Калуги. Московская архитектурная школа, носителем которой был Петр Никитин, существует здесь со XVIII века. Тогда застройка центра города велась согласно регулярному плану, по чертежам самого Никитина. Его градостроительная стратегия и по сей день символ Калуги. Можно сказать, что здесь есть та Москва, которой уже нет в самой Москве.

Исторический центр Калуги — это екатерининский единый ансамбль, целое городское пространство. Здесь не было точечной застройки ни после Никитина, ни в советское время, ни тем более сейчас. Советские архитекторы также продолжали традиции, заложенные в XVIII веке: застройка, которая велась здесь, была интегрирована в единый ансамбль. Наверное, это та самая «прививка» регулярного плана Никитина», — рассказывает главный архитектор Калуги Алексей Комов.

По словам Алексея Комова, к слову, сына известного советского скульптора Олега Комова, Тулу и Калугу отличает то, что в центре оружейной столицы находятся промышленные предприятия. В Калуге же — за ее пределами, потому как на территорию исторического центра никто и никогда не пытался вторгаться. «Разбираться в хитросплетениях старого города не такая простая задача», — отмечает архитектор.

Вместе с тем, в Калуге трепетно относятся к сохранению объектов культурного наследия: здесь это не только здания, но и сам план. Он же — символ города, подчеркивает Алексей Комов.

«Первое, чтобы я сделал при таком большом количестве исторического наследия в городе, это дополнительные финансовые вливания. Реставрация целого квартала — большая работа, требующая ресурсов и не только финансовых.  Второе — правый берег Оки. Этот район города требует градостроительной стратегии.

Главное для меня — это сохранение культурного наследия и развитие новых территорий, в том числе и береговой линии по Оке. Важно сохранить старый город, при этом дав толчок развитию Калуги как культурного, туристического города и города для своих жителей», — подытожил Алексей Комов.

В Туле же точечная застройка скорее обыденность, чем исключение. Здесь вполне можно встретить блестящую высотку, окруженную исторической застройкой (некоторым из этих старых домов присвоен статус объектов культурного наследия). И большой удачей будет то, если эта самая высотка впишется в архитектурный облик.

Есть ли вообще место современной застройке среди исторического центра?

 

«В Калуге, так же как и в Рязани, исторический центр более плотный и аутентичный. Что касается Тулы, нельзя сказать, что та действительность, в которой мы находимся — это хорошо или плохо. Города, несмотря на свое соседство, разные, их архитектурные истории тоже. В Туле застройка в историческом центре более лоскутная, разорванная большими объектами советской архитектуры, к которой потом еще присоединились более поздние крупные объекты.

Проектируя в Калуге, архитектор находится в определенной исторической среде, понимая, как вписать сюда то или иное здание. В оружейной столице ситуация более вариативная: с одной стороны это дает архитектору больше свободы, с другой — больше ответственности при выборе внешнего облика нового объекта. В идеале архитекторы, застройщики и городская администрация при точечной застройке должны смотреть не только на то, как проектируемое здание сочетается с соседними, а думать на перспективу, рассматривая территорию квартала комплексно, прогнозируя его развитие на годы вперед.

К сожалению, большая часть исторического центра Тулы — это деревянная застройка, частный сектор; в той же Калуге или Рязани такие дома встречаются реже: для старого города здесь характерны двух- или трехэтажные каменные дома. И вот, среди тульских старых построек появляются современные коттеджи. Они могут соблюдать регламенты по этажности, высоте и прочие нормативы, но по факту стандартные частные дома из красного кирпича, обычно возникающие в коттеджных поселках, никак не формируют облик исторического центра нашего города — наоборот, вносят неразбериху. Поэтому, я считаю, нужен более строгий подход к подобной застройке.

Безусловно, в Туле есть прекрасные примеры того, как современные здания гармонично вписываются в историческую застройку. Можно и нужно создавать интересные, удобные для жителей и современные объекты, которые вписываются в сложившийся облик города», — объяснил корреспонденту «Тульской прессы» член Союза архитекторов, директор СПК Владимир Доценко.

Теги
Рекомендуем
09 октября 2019
Смертность от алкоголя в Тульской области вдвое превысила средний уровень по России
Все рекомендации