Утром 6 сентября две девочки из города Киселевска в Кемеровской области ушли в школу и не вернулись. Их тела нашли на следующий день. В социальных сетях сообщали, что последний раз детей видели в магазине с неизвестным мужчиной, который покупал им сладости, а затем они вместе ушли в сторону гаражей. Сотрудники правоохранительных органов задержали 41-летнего ранее судимого жителя города Мыски Виктора Пестерникова. Мужчина уже дал признательные показания. Позднее стало известно, что подозреваемый уже отбывал наказание за сексуальное насилие над детьми и провел в колонии 10 лет. В исправительном учреждении Пестерников зарекомендовал себя с отрицательной стороны. Уголовное дело возбуждено по статьям «Убийство» и «Халатность», расследование взято на личный контроль председателем СК РФ Александром Бастрыкиным.
После трагедии в Кемеровской области волонтеры отряда «Лиза Алерт» рассказали, как обезопасить своих детей. Для начала, как отмечают поисковики, подробности о случившемся в Киселевске не стоит рассказывать детям — запугивание может привести к неконтролируемым психическим реакциям у ребенка. Гораздо лучше проводить регулярные разговоры о безопасности, при этом беседы должны соответствовать возрасту по форме и содержанию.
Малышам лет трех достаточно понимать, что если они уйдут с незнакомым человеком, они могут никогда больше не увидеть маму. Для них хорошо подойдут игры, сказки, проговаривание правил безопасности по дороге домой или в садик. С детьми, уже вступившими в пору полового созревания, уже можно говорить о существовании нездоровых людей, испытывающих ненормальное влечение к детям, о половой неприкосновенности. С ними хорошо работают истории, в том числе из вашей жизни, когда вы были в опасности, но ее избежали. Эти истории можно вместе разбирать и обсуждать.
Ребенку нужно объяснить, что с чужими взрослыми уходить нельзя ни в коем случае — что бы те ни предлагали и ни просили — перечисляйте разные варианты и ситуации: например, предложение сладостей, гаджетов, приглашение на кастинг, рекламные съемки, обещания показать котенка или щеночка, поездка в хорошей машине, уговоры с использованием имени мамы, разговоры о том, что кому-то нужна помощь.
Расскажите своему ребенку, что если взрослый просит помощи – это тревожный знак. Взрослый попросит о помощи только взрослого, потому что только взрослый может эффективно ему помочь.
С детьми необходимо обсудить, как отказывать на обращения взрослых, также ребенка нужно убедить, что ругать за невежливый отказ его не будут. Волонтеры советуют отрепетировать фразы, например: «мама с папой не разрешают мне разговаривать с незнакомыми», «я не могу, извините», «я спешу». Также нужно проговорить, какие действия взрослых (прикосновения, поглаживания, объятья, поцелуи, проникновение в нижнее белье (кроме приема у врача с родителями) недопустимы.
Он должен понимать, что нормально, а что нет. Научите его понятиям «свой-чужой».
Ребенок должен знать, к кому можно обратиться за помощью в тревожных ситуациях: полицейские, взрослые с детьми, кто-то кто работает в том месте, где происходит инцидент. Детей нужно учить, как правильно обращаться за помощью и о чем просить: «этот мужчина идет за мной, можно я постою с вами на остановке?», «вы не могли бы позвонить моему папе?» и прочее.
Ребенок должен знать наизусть номер телефона родителей, чтобы связаться через других людей в случае необходимости. Также детей нужно учить громко кричать и звать на помощь: зачастую взрослые запрещают ребенку шуметь в людных местах. Этот зажим необходимо убрать — детям необходимо объяснить, что кричать и звать в экстремальных ситуациях на помощь важно и нужно.
Также можно купить ребенку «умные часы», gps-трекер, установить приложение на телефоне или подключить дополнительные услуги по определению местоположения.
Никогда не отбирайте у ребёнка телефон в качестве наказания, следите, чтобы он всегда был полностью заряжен и с положительным балансом. Если вы категорический противник смартфонов, купите кнопочный телефон – к нему также можно подключить «маячок» у сотового оператора.
Определять возраст, в котором можно опускать детей гулять, в школу или магазин без сопровождения, каждый решает сам. Если родитель планирует начать отпускать ребенка одного, нужно убедиться в том, что он:
- знает правила безопасности;
- …и сам, без напоминаний, их придерживается: при переходе, в том числе со взрослым, смотрит на дорогу, оценивает обстановку; играя, сам следит, когда пора идти домой, и т. д.;
- хорошо понимает время, умеет его определять;
- может следить за договорённостями (когда и где гуляет, когда должен вернуться домой);
- достаточно уверен в себе, умеет говорить «нет» при необходимости;
- психологически готов к самостоятельности (понимает, что ему жарко, холодно, голодно, что пора уйти с солнца, что если он испытывает дискомфорт, ему надо обратиться за помощью или он может решить проблему сам, и т. д.);
- в достаточной степени ориентируется там, где он живёт, понимает, как идти, если привычная дорога перекрыта, знает адрес, умеет находить свой дом, когда вы вместе идёте по непривычному маршруту.