Какие изменения ждут тульских выпускников, сдающих ЕГЭ по литературе

11.09.2023 12:32
Кандидат филологических наук Воронцова рассказала об изменениях в ЕГЭ по литературе

Новый учебный год только начался, однако некоторые выпускники уже начали подготовку к предстоящим ЕГЭ. Объем знаний, который нужно повторить и изучить, огромный. При этом в новом учебном году возможны некоторые изменения в сдаче ЕГЭ. Так, например, они коснутся литературы.

Кандидат филологических наук, репетитор по русскому языку и литературе Татьяна Воронцова рассказала «Тульской прессе», каких изменений в ЕГЭ ждать выпускникам в 2024 году:

Кодификатор ЕГЭ по литературе действительно претерпел существенные изменения. Но я бы не стала переживать по этому поводу по трем причинам.

Во-первых, пока это всего лишь проект, представленный на обсуждение общественности. Во-вторых, кодификатор ЕГЭ не определяет содержание образовательного стандарта или школьной программы как таковой. Это просто список авторов, отрывки из произведений которых будет предложено проанализировать выпускникам. А в-третьих, этот экзамен всегда был полон неожиданностей, к которым выпускник должен быть готов.

ЕГЭ по литературе сдают не более 6-7% от общего числа выпускников. Он нужен только тем, кто поступает на филологические и смежные специальности либо в творческие вузы. И каждый год учителя пытаются отговорить своих учеников от такого выбора: слишком большая ответственность, да и подходы к литературе в ее школьном формате и в ЕГЭ принципиально разнятся. Если в стандартных школьных сочинениях можно «налить воды» и получить хорошую оценку за старательность, объем и красивые слова, то в ЕГЭ это не пройдёт. Нужно давать развёрнутые аргументированные ответы на конкретные вопросы. Пользование первоисточниками на экзамене не предусмотрено, так что цитировать (а это непременное требование) приходится по памяти. К тому же, хотя задания относительно просты, выделенного на них экзаменационного времени обычно не хватает. Ученики не умеют держать темп: сначала закапываются, а потом гонят.

В предыдущей версии кодификатора были 11 романов, 4 повести, 6 пьес, 9 поэм (одна из них — поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души»), около 20 рассказов и порядка 150 стихотворений. При этом списком конкретных стихов экзаменационные варианты никогда не исчерпывались: в документации ФИПИ прямо сказано, что помимо перечисленных стихотворений могут быть приведены другие тексты того же автора.

Объем огромный. Причем ничем полностью пренебрегать нельзя. Никто же не знает, что именно попадется на экзамене. Будет у тебя в первой части отрывок из «Кому на Руси жить хорошо» и стихотворение В. Н. Соколова, а во второй на выбор сочинения по сказкам Салтыкова-Щедрина и поэме «Василий Тёркин» — и рассказывай самому себе про любовь к Тургеневу и Пастернаку или Пушкину и Гоголю. Так что тексты из кодификатора надо хоть как-то знать, если претендуешь на мало-мальски приличные баллы.

В этом году в кодификаторе появился целый ряд текстов, знание которых обязательно для будущего профессионала-гуманитария. Это романы «Что делать?» Н.Г. Чернышевского, «Мы» Е.И. Замятина, «Как закалялась сталь» Н.А. Островского, «Молодая гвардия» А.А. Фадеева, «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына, стихотворения А.К. Толстого, поэма С.А. Есенина «Чёрный человек», рассказы и пьесы М.А. Булгакова, рассказы и повести А.И. Куприна и Л.Н. Андреева, рассказы В.В. Набокова и блоки «Поэзия Серебряного века», «Проза о Великой Отечественной войне» и «Поэзия о Великой Отечественной войне». Нам может это нравиться или не нравиться, но эти тексты сформировали ХХ век — и наше миропонимание. Введение этих текстов в экзаменационный список — очень смелый шаг, потому что раньше тексты ХХ века были по сути вне фокуса внимания и учеников, и учителей и изучались по остаточному принципу.

Что же касается текстов от «Слова о полку Игореве» до «Мертвых душ», подавляющее большинство готовящихся к ЕГЭ сдавали в 9 классе ОГЭ по литературе, где эти произведения занимают 4/5 объема кодификатора. То есть предполагается, что эта программа учащимися уже освоена и проработана, поэтому упоминать ее специально в документации ЕГЭ не нужно, но ученик при необходимости сможет к этому знанию обратиться.

Так, если мы заглянем в демоверсию этого года, мы увидим, что одно из заданий требует знания стихотворений первой половины XIX в. для сопоставления (очевидно, что имеется в виду текст В.А. Жуковского, А.С. Пушкина или М.Ю. Лермонтова). А в перечне сочинений есть тема «Страницы истории в отечественной литературе. (На примере произведения одного из писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова)». Хочешь выбрать «Капитанскую дочку», или «Медного всадника», или не входящего и не входившего ни в ОГЭ, ни в ЕГЭ, но изучаемого в школе «Бориса Годунова» — пожалуйста.

Собственно, проблема лишь с теми, кто ОГЭ не сдавал и изучением литературы до 11 класса не озадачивался. Потому что не знать произведения «Золотого века» — это все равно, что, сдавая профильный экзамен по математике, не знать таблицу умножения. Таким ученикам придется проработать материал «по умолчанию» и подтянуть пробелы. Да и преподавателям, готовящим к ЕГЭ, придётся «снять корону» и обновить свои учебные материалы».


Напомним, изменения коснутся и контрольно-измерительных материалов (КИМ) для ЕГЭ по истории. Среди заданий появятся вопросы о ходе спецоперации и присоединенных территориях. На демо-версиях, опубликованных на сайте ФИПИ, во втором задании выпускникам предложат в хронологической последовательности расположить исторические события. Одно из них — присоединение ЛДНР, Запорожской и Херсонской областей.

В пятом задании нужно сопоставить событие и его участника. Здесь есть СВО и командир артиллерийского реактивного дивизиона Народной милиции ДНР, гвардии полковник Ольга Качура (позывной «Корса»).

По теме:

Теги
Рекомендуем
09 октября 2019
Смертность от алкоголя в Тульской области вдвое превысила средний уровень по России
Все рекомендации