Тульская пресса
Ваш вопрос
Отправить

Куклы-эмбрионы и неделя тишины: кто и как отговаривает тулячек от абортов

Фото: ИА Тульская пресса
Тульский психолог Светлана Белоусова рассказала о последствиях аборта для психики женщины

В России любая женщина по своему желанию может прервать беременность на сроке до 12 недель. Для этого сначала ей необходимо прийти к гинекологу — врач осмотрит ее, уточнит, действительно ли она беременна, и установит срок при помощи УЗИ.

В Тульской области за год сократилось число абортов. В 2021 г. прерывание беременности сделали 3000 женщин, в следующем году – 2454. Помогают принять решение о сохранении ребенка тулячкам психологи и врачи. Минздрав  России в этом году утвердил Методические рекомендации для врачей-акушеров-гинекологов по работе с женщинами, желающими прервать беременность.

Что должны говорить врачи беременным, чтобы переубедить их? Почему тулячки принимают решение об аборте, и когда в женщине пробуждается материнский инстинкт? Об этом «Тульской прессе» рассказала клинический психолог, заведующая кабинетом помощи беременным женщинам Тульского областного перинатального центра Светлана Белоусова.

«Сейчас с женщинами, которые хотят сделать аборт, работают как опытные врачи-гинекологи, так и молодые специалисты. Главное правило — они никак не должны «давить» на пациентку. Они лишь отправляют женщину к психологу, а тот уже проводит беседу, — рассказывает специалист. — Для чего это нужно? Психолог в ходе беседы пытается понять и выяснить причину такого решения».

Вместе со специалистом женщина по полочкам раскладывает свои страхи и опасения, плюсы и минусы сложившегося положения, моделирует, как будет протекать жизнь с беременностью и родами и без них. К примеру, иногда, рассказывает клинический психолог, происходят ситуации, когда женщина утверждает, что прямо сейчас не готова обзавестись ребенком — а вот через год можно было бы об этом подумать. В процессе беседы психолог напоминает, что ребенок появится не прямо сейчас — в запасе еще примерно девять месяцев. Кроме того, в случаях, когда на аборте настаивает мужчина, психолог приглашает на разговор и его. Это необходимо, чтобы проработать ситуацию со всех сторон.

 

«Иногда я вижу, что женщина отторгает саму идею того, что это будущий человек — неважно, что ему уже несколько недель. Она не хочет говорить о нем как о ребенке, она рассуждает об этом как о болезни, наросте или инородном теле, которое надо убрать, и тогда дальше все будет хорошо.

Таким женщинам обязательно нужна какая-то визуализация, чтобы она понимала, что с ней происходит. У меня есть для этого маленькие куколки — «эмбриончики». Они полностью имеют внешний вид зародыша на определенных сроках. Я ненавязчиво показываю их, даю в руки подержать.

Потом женщина идет на УЗИ, которое показывает, что внутри нее вовсе не инородное тело, а эмбрион, у которого есть ручки и ножки, бьется сердце, и он шевелится. Эта визуализация обычно «встряхивает» сознание, — делится клинический психолог.

 

После разговора с психологом женщина должна принять решение самостоятельно. Для этого ей дается «неделя тишины». За это время женщина должна все четко обдумать и принять взвешенное решение. Параллельно для следующей явки к гинекологу она сдает анализы, которые понадобятся при любом исходе ситуации.

В следующий раз женщина приходит уже к гинекологу с готовыми анализами. Если она решает сохранить беременность, доктор ставит ее на учет. Если принимается решение об аборте, ей дают направление в стационар.

Когда проявляется материнский инстинкт?

Материнский инстинкт есть у каждой девочки чуть ли не от самого рождения? Не зря же любимыми игрушками для девочек часто становятся куклы-пупсы, а с подружками они играют в дочки-матери. Такое мнение часто можно встретить в разговорах, когда речь заходит о материнстве. Но так ли это на самом деле? Светлана Белоусова развеяла этот миф.

«Материнский инстинкт появляется у любой женщины, несмотря на ее желание или нежелание иметь беременность. Он появляется ближе к середине или концу беременности, когда женщина начинает ощущать толчки ребенка. Или же он возникает ближе к родам, когда она визуализирует этого малыша», — рассказывает психолог.

Причем это далеко не психологическое явление, которое формируется у женщин в ходе социализации. Материнский инстинкт образуется гормонально. Не сформироваться он может только у женщин с психическим нарушениями — в некоторых состояниях он подавляется или вовсе сходит на нет.

Можно ли в таком случае обвинить отсутствие материнского инстинкта во всех случаях прерывания беременности? Нет. Аборт в России можно сделать только до 12-й недели. Поэтому сказать, что на первых неделях беременности нежелание иметь этого ребенка идет из некоего сбоя — отсутствия материнского инстинкта — нельзя.

Однако важно отметить, что помимо материнского инстинкта существует понятие психологической готовности к  материнству.  И вот от него может зависеть многое.

«Были случаи, когда на прием ко мне приходили беременные женщины на сроке 8 недель — то есть визуально живот еще не виден. Но они уже одеты в сарафаны или комбинезоны для беременных. То есть живот у будущей мамы может появиться только через четыре месяца, а она уже купила себе специальную одежду. Понимаете, насколько ей нравится состояние беременности, насколько она хочет этого малыша! Это и есть желание и готовность быть мамой», — объясняет психолог.

А вот такого понятия как «отцовский инстинкт» не существует. Отношение к родным детям — это, можно сказать, навык, который мужчина вырабатывает вместе с женой или партнершей при правильной семейной ситуации.

Почему женщины делают аборт?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. На такое решение может повлиять множество причин и жизненных обстоятельств. Так что загнать всех под один шаблон нельзя.

Начнем с вопроса попроще. Женщины, каких возрастных и социальных категорий чаще всего прибегают к прерыванию беременности?

В основной массе на аборт приходят женщины среднего детородного возраста — от 25 до 35 лет. Сложнее ситуация с социальным положением.

«Женщины с хорошим благосостоянием беременность, как правило, планируют. Они регулярно посещают гинекологов, подбирают для себя подходящие способы контрацепции. Но и у таких женщин, конечно, бывают ошибки в предохранении, они тоже делают аборты», — рассказывает Светлана Белоусова.

Однако чаще всего за прерыванием беременности обращаются материально необеспеченные женщины, у которых нет возможности купить контрацептивы, подобранные доктором. Как отмечает специалист, сегодня самая дешевая пачка таких лекарств на месяц может стоить около 1000 рублей. Далеко не все пользуются и презервативами — их стоимость тоже порой удивляет. Особенно цена таких средств влияет на использование контрацепции молодыми людьми.

Интересно, что чаще за прерыванием беременности обращаются женщины, у которых уже есть дети. Как отмечает психолог, они понимают, что у них уже есть ребенок, и еще одного позволить себе они не могут.

Так чем же тулячки объясняют свое решение прервать беременность?

«Большинство женщин говорят, что не потянут, что им сложно. Кто-то жалуется на отсутствие помощи. Сразу ни одна женщина не сказала, что этого ребенка она просто не хочет. Вначале они осторожно говорят: «У меня нет денег», «У меня нет помощи», «Я только вышла на работу». Кто-то сообщает: «У меня муж не хочет», — рассказывает Светлана Белоусова.

Прерывание беременности никогда не проходит бесследно

Прерывание беременности может грозить женщине не только физиологическими последствиями — невозможностью забеременеть в дальнейшем или различными заболеваниями половой сферы. Аборт несет за собой в том числе психологические проблемы.

Даже психически здоровая женщина может почувствовать надлом после прерывания беременности, особенно если это сопровождается физиологическими проблемами. Многие помнят об этом до глубокой старости и считают, сколько бы сейчас было тому новорожденному ребенку — когда бы он пошел в детский сад или школу и т.д.

Специалист называет такие последствия «постабортным синдромом». Он может оказаться ярко выраженным, а может быть «стертым» — слабо проявляющимся. Причем психологические последствия прерывания беременности могут быть отсрочены и на пять, и на десять, и на пятнадцать лет.

Когда мамы сами еще дети

Подростки встречаются, влюбляются. И когда это выходит из-под контроля, совсем еще юные девушки приходят к гинекологам не на простой осмотр, а на установление срока беременности.

Не все девочки в результате хотят оставить ребенка. Бывают случаи, когда против решения рожать выступают ее родители.  По закону в случае, если девочке нет 16 лет, согласие  на прерывание беременности дает один из родителей.

«В таких ситуация часто девушка замыкается в себе. Ее доверительные отношения с матерью рушатся навсегда», — отмечает клинический психолог.

Кроме того, из-за прерывания беременности, как и из-за отказа от рожденного ребенка, может развалиться и сама родительская семья беременной девочки. Об этом подробнее мы рассказывали в предыдущем материале:

«Какой-то факт, который мешает жизни»: почему тулячки отказываются от малышей в роддомах.

Как отмечает специалист, психологически устойчивые семьи в таком случае принимают решение беременность дочери сохранить и в будущем помогать ей с трудностями.

Чаще всего мамы, приводящие своих дочерей на аборт, оперируют такими аргументами: «Она учится», «Она сама ничего не умеет», «У меня самой маленькие дети». Однако, утверждает психолог, в случае аборта психологические последствия для юной девушки могут быть куда серьезнее, чем разрушенные планы. Но происходят и случаи, когда после разговора с психологом мамы меняли решение и соглашались сохранить беременность дочерей.

«Даже если изначально девочка была не готова к ребенку, но потом принимается решение все-таки рожать, у нее в процессе беременности появляется материнский инстинкт. Гораздо больше травм возникает, если она эту беременность прерывает или что-то случается с ребенком», — отмечает психолог Светлана Белоусова.

Разными бывают и юные будущие отцы — возлюбленные беременных девушек. Есть мальчишки, которые сразу берут ответственность на себя, хотят быть хорошими отцами, устраиваются на работу, чтобы содержать ребенка. Такие юные мужчины сразу серьезно воспринимают свое отцовство, уговаривают свои семьи помогать. Есть и другие — которые говорят, что не готовы к ответственности, что им еще нужно учиться или что их мамы против.

Как-то в тульский перинатальный центр пришла несовершеннолетняя беременная девочка с мамой. Когда родительница узнала о положении дочери, сразу заговорила про аборт. Семья, при этом, была благополучной и полноценной — у девочки были и мама, и папа. Был и молодой человек, который неожиданно стал будущим отцом.

В кабинете психолога мама была очень эмоциональной, утверждала, что необходимо прервать беременность. Однако специалисту удалось ее успокоить. Вместе они пришли к выводу, что мама нигде не работает, и вполне может помогать дочери с новорожденным ребенком. В результате из кабинета психолога обе вышли с решением встать на учет по беременности — причем именно в перинатальном центре.

В итоге родилась девочка. Как рассказывает Светлана Белоусова, во время выписки эта семья заглянула и к ней в кабинет — подарили цветы и показали новорожденную.

Хотите поделиться интересной новостью или проблемой? Связаться с нами можно по телефону редакции 52-55-33 в будни с 9:00 до 17:00. Также написать нам в любое время можно в WhatsApp и Telegram по номеру 8 (930) 074-52-17.
Правила публикации комментариев: Все комментарии предварительно проверяются модератором, это может занять некоторое время. При этом ночью срок публикации может увеличиваться. Будьте внимательны - по закону мы не можем размещать комментарии, содержащие нецензурную лексику и оскорбления.
Комментарии для сайта Cackle
Подписывайтесь на канал «Тульская пресса» в Дзен, чтобы узнавать о новостях и взгляде экспертов на важные события.
Новости компаний