В Тульской области, как и во всей России, продолжают расти цены на бензин, в некоторых районах ситуация с топливом довольно критичная. И пока в этой ситуации разбираются антимонопольная служба вместе с прокуратурой, автомобилисты запасаются бензином впрок, а заправочные станции если и не закрываются (как, например, в Волово), то вводят продажу бензина по талонам.
Почему так резко выросли цены на бензин и что к этому привело? «Тульская пресса» обратилась за разъяснением к кандидату технических наук, доценту кафедры «Экономика и менеджмент» Тульского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Елене Мелай.
«Можно выделить несколько причин как объективного, так и не вполне объективного характера:
- Сезонное подорожание дизельного топлива в связи с проведением уборочной компании, различных других видов сельхозработ. Такое удорожание происходит ежегодно, но не столь высокими темпами, как в этом году, так как на него «наложились» и другие факторы.
- Налоговая составляющая, а именно, акцизы, НДПИ и так далее, различные виды затрат на добычу, транспортировку, переработку нефти, прибыль оптового и розничного рынков и так далее – все это формирует стоимость автомобильного топлива в России. Кроме того, правительством РФ был введен «топливный (налоговый) демпфер» — механизм, в виде налогового вычета, позволяющего производителям нефти и нефтепродуктов получать доходность при продаже нефтепродуктов на внутреннем рынке такую же, как и при продаже на экспорт, при условии, что цены внутри страны будут существенно ниже, чем за рубежом, что в течении некоторого времени позволяло сдерживать рост цен на топливо внутри страны. С 2019 по 2020 гг. включительно, а также в 2022 году темпы роста цен на моторное топливо не превышали темпов официальной инфляции, а объективно, были существенно ниже нее. Однако, в 2023 году в условиях дефицита Федерального бюджета было принято решение снизить величину топливного демпфера с 1 сентября 2023 года в два раза, что сразу же нашло отклик у производителей нефтепродуктов в виде повышения цен.
- Ослабление курса российского рубля к иностранным валютам также оказало довольно существенное влияние: производителям нефтепродуктов гораздо выгоднее продавать нефтепродукты на экспорт. Разность в цене продажи на экспорт и на внутреннем рынке составляет порядка 200%.
- Также рост цен на топливо обусловлен ростом спроса на моторное топливо в связи с ростом внутреннего туризма в РФ летом 2023 года, и как следствие, увеличением автомобильных, железнодорожных и авиа- перевозок.
Таким образом, совокупность этих факторов привела к лавинообразному росту цен на топливо, причем, наиболее сильное влияние это оказало на рост цен в мелкооптовой реализации бензина и дизельного топлива.
В настоящее время Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала проверки о возможности манипуляций с ценами в данной сфере, также Минэнерго на совещании в Минсельхозе пообещало принять меры по нормализации сложившейся ситуации».
По данным на конец августа, в Тульской области средняя цена за литр топлива составляла 55,48 рубля. Дороже всего стоил АИ-98 — 65,97 рубля за литр. В среднем рост цен составил около 0,7%.
Сейчас наиболее острая ситуация с топливом в Тульской области наблюдается в Алексине, Куркинском и Дубенском районах. Как сообщил министр жилищно-коммунального хозяйства Олег Дючков, отдельные поставщики подняли цены сразу на 12%. А по словам жителей Донского и Новомосковска, на городских заправках начали выдавать бензин по талонам, вероятнее всего — из-за нехватки топлива.
ПО ТЕМЕ: