В России предлагают «закрутить гайки» для мигрантов. По словам вице-спикера Госдумы Петра Толстого, принципы привлечения трудовых мигрантов нужно полностью пересматривать. Предлагается ряд нововведений:
- отмена системы трудовых патентов;
- организованный набор сотрудников работодателем с последующим возложением на него ответственности за нанятых иностранцев;
- мигранты не должны иметь право на российское гражданство.
Основные принципы возможного ужесточения миграционной политики «Тульской прессе» объяснил политтехнолог Алексей Игнатов.
«Проблема мигрантов становится все жестче и жестче. И проблема не только в их количестве, а еще и в самой миграционной политике» — отметил эксперт.
По словам Игнатова, работодатель привлекает мигрантов, потому что они обходятся дешевле, и его прибыль растет – это нормальная логика бизнеса.
«При этом все издержки, которые дает неконтролируемая миграция, ложатся на государство. То есть прибыль – бизнесу, а убытки и проблемы – гражданам и государству? Это как минимум, несправедливо.
Во-первых, нужно запретить выдачу российского гражданства в принципе и делать исключение только для выдающихся кадров – ученых, спортсменов и т.д. Получение российского гражданства должно стать сложной процедурой: эксклюзивом, рассчитать на который могут единицы», — заявил Алексей Игнатов.
Во-вторых, по мнению политтехнолога, мигранты не должны привозить свои семьи и обеспечивать получение гражданства для родственников.
«В-третьих, важно менять подход работодателя. Мигрант должен приезжать для выполнения конкретной трудовой функции к конкретному работодателю, и этот работодатель должен «вести» мигранта «от и до»: от встречи в аэропорту/на вокзале до возвращения обратно. Эта функция должна лежать не на государстве и налогоплательщиках, а на работодателе, который рассчитывает на прибыль.
Если работодателю нужен мигрант, то именно он и должен нести за него полную ответственность, в первую очередь финансовую».
Кроме этого, Игнатов отметил важность контроля перемещения мигрантов внутри страны:
«Если мигрант приезжает строителем в Тульскую область, то спустя неделю он не должен работать курьером в Подмосковье. Есть еще одна мера, она очень непопулярная, но, думаю, что действенная: пересмотреть все выданные в последние десятка полтора лет гражданства. Ведь как получается — мигрант, который приезжает в Россию и живет тут по поддельным паспортам, фактически начинает интеграцию в общество с преступления. У такого человека может появиться мнение, что он здесь не гость, который должен соблюдать законы, нормы, традиции, а хозяин, которой может купить то, что хочет».
Также Алексей Игнатов поставил под сомнение важность мигрантов в некоторых отраслях экономики, например, в строительстве:
«Посмотрите вокруг — большая часть Тулы строилась в 60-80-е годы: школы, детские сады, поликлиники, жилые микрорайоны, стадионы. За этот период построено было две трети города. И все это было построено без участия мигрантов! А сейчас внезапно не справляемся, да?»
При этом, представители строительной отрасли с этим утверждением не согласны. Как объяснил «Тульской прессе» руководитель крупной региональной строительной компании, мигранты экономике все же нужны. Однако контроль за ними нужен особенно пристальный:
«Крупные строительные компании не нанимают рабочих напрямую. Мы работам с субподрядчиками, и все они сейчас говорят о большой текучке кадров, потому что сейчас отследить, где именно работает мигрант, нельзя – сегодня он на стройке, а завтра уже курьер в Москве.
При этом строительная сфера без мигрантов обойдется вряд ли. Поэтому, с учетом потребности отрасли в рабочей силе, нужно максимально контролировать их работу», — заявил строитель.
ПО ТЕМЕ: