«Обезьяна с гранатой», «что с нее взять, наверняка права купила» — так нелестно порой отзываются мужчины-водители о женщинах за рулем. Вопреки расхожему мнению, водят они аккуратнее — в прошлом году россиянки стали виновницами лишь 15,9% ДТП от общего числа*. И все же дороги, скорее, можно назвать мужской территорией. А еще меньше на дорогах женщин-водителей такси. В канун 8 марта «Тульская пресса» поговорила с Аленой, которая рассказала, каково ей заниматься извозом и насколько правдивы стереотипы о женском вождении.
Алена, расскажите, как долго работаете в такси и какой у Вас водительский стаж?
— В такси работаю уже три недели, а за рулем — 10 лет.
Давно водите, а в такси решили пойти только сейчас?
— Я долго думала и решила выбрать гибкость. Раньше я работала специалистом по продвижению продукции, стандартно — 5/2. Сейчас есть возможность сорваться и поехать куда-то, решить свои какие-то проблемы или в тот же зал сходить.
Как тогда Вы выстраиваете свой рабочий день?
— Знаете, здесь нет особо никакого плана. Все зависит от того, какой это день недели, допустим, как активно люди хотят ехать, устала я, не устала. Самочувствие тоже играет роль. Я пока на свои ощущения ориентируюсь. Я сейчас не хочу от себя требовать слишком многого, поэтому не могу пока конкретно ответить на этот вопрос. Вообще, стараюсь выезжать каждый день, перерыва еще не было. Захотела — ушла с линии.
Есть много других сфер, где тоже можно соблюдать баланс между жизнью и работой. Почему именно такси?
— У меня есть друг таксист, уже год там работает. Мы с ним поговорили, обсудили плюсы и минусы работы, и в итоге я решила пойти туда.
Наверное, когда встречаетесь с ним, обсуждаете какие-то моменты как коллеги?
— Да. Можем созвониться и сказать: «Да это вообще кошмар! Я через весь город за 100 рублей тащился!» Ну или пассажира какого-то необычного обсуждаем или эмоциями нужно поделиться. Кто поймет лучше, как не такой же таксист?
На дороге с мужчинами не конфликтуете?
— На дороге — нет, а вот когда они садятся в машину… Знаете, в большинстве случаев такси пользуются все-таки женщины. С ними возникает некая эмпатия, а с некоторыми мужчинами-пассажирами страшно становится. Самая страшная поездка была с нетрезвыми подростками.
Что произошло?
— Внимание ко мне начали повышенное проявлять, просили номер телефона, спрашивали, замужем ли я. Молодой человек предлагал попить кофе. Потом им нужно было заехать еще в одно место, где они вышли и начали приставать еще к одной девочке, которая там стояла. Пытались с ней познакомиться. Я сказала, что если они не прекратят, то я их просто высажу.
Понятно, когда за рулем «мужчина-шкаф», то можно без страха сказать, мол, «я тебя высажу», а когда миниатюрная девушка, как вы, не переживаете?
— В этом вопросе спасибо машине. Она оснащена сигналом SOS в случае чего, а еще можно позвонить по номеру 112. У меня есть люди, которые сказали: «Если что, даже ночью звони мне, я приеду, решу вопрос». Ну конечно, пока человек приедет — может быть слишком поздно…
А ночью вы выезжаете, потому что в это время платят больше?
— Утром или вечером в часы пик больше платят. А ночью — ну так получилось. Решила посмотреть, как оно. Вообще, если не выезжать по ночам, то в основном пассажиры адекватные и понимающие попадаются.
Даже если и не выезжать ночью, то работа таксиста в принципе сопряжена с риском. Как близкие отнеслись к Вашей новой деятельности?
— Давайте начнем с того, что любая работа предполагает риски. Да и вообще, можно идти по улице, а на голову кирпич упадет. Конечно, близкие переживают, но вида не показывают, просто говорят: «Давай аккуратнее там, я за тебя переживаю». В случае чего я сразу отправляю геометку или звоню другу. Мне он уже дал перцовый баллончик (смеется). Ну и есть, конечно, уговор — работаю до 21:00, а после ухожу с линии.
Вы работаете через «Яндекс». В приложении есть графа, где водитель указывает, на что он копит. Вы отметили, что хотите поехать на море…
— За границей я не была, поэтому — Крым. Он покорил мое сердце еще с первой поездки.
На поездку копите с чаевых или выделяете с основного заработка?
— Чаевыми накопила уже 600 рублей. А так, у меня машина в аренду. Основная часть заработка идет на покрытие аренды и бензин. Я только начинаю «вкатываться», пытаюсь понять, как на этом копить. Пока планы такие.
Кто оставил Вам больше всего чаевых?
— Конкретную сумму не скажу, но попался мне однажды интересный пассажир. Получилось, что он отмечал праздник и забыл ключи. Мы ехали за этими ключами обратно. Пока были в пути, завязался интересный диалог. Мне сказали, что я хороший человек, и дали чаевые.
Как вы вообще относитесь к диалогам в машине? Бывает, пассажиры жалуются на разговорчивых таксистов, сами таксисты тоже жалуются, что пассажиры хотят поговорить.
— У меня мало разговорчивых пассажиров было. Буквально с одной такой женщиной мы вели диалог активно, и вот этот мужчина. Я к людям не пристаю. Зачем лезть в душу к человеку, который едет на работу? Разве ему хочется разговаривать? Он еще на работе наговорится.
За рулем вы уже 10 лет. Сталкивались ли за это время с каким-то предвзятым отношением со стороны мужчин?
— Да, у многих есть такой стереотип, что женщины плохо водят. Хотя могу сказать, что многие мужчины признаются, что их знакомые девушки водят лучше, чем представители сильного пола. Нет. Мы тоже учились, и многие хотели этого, желали и стремились получить права. Правила мы тоже знаем прекрасно.
На повестке — Международный женский день. Как планируете его провести?
— Выйду на линию, буду кататься.
Весь день? А как же праздник?
— Наверное, вообще праздновать не буду. Уверена на 80%, что весь день проведу на линии.
Ого, да Вы трудоголик!
— Не трудоголик, просто праздновать-то и не с кем особо.
Ну и напоследок. Расскажите, советуете ли идти женщинам в такси?
— Вообще, никому не советую (смеется). Нас здесь и так много!