«Тульская пресса» продолжает спецпроект «Мастера преодоления. Тульский адаптивный спорт». Героем нового выпуска стала спортсменка Анна Панферова. На минувшем чемпионате России по лыжным гонкам и биатлону спорта слепых в Ханты-Мансийске она вместе со спортсменом-ведущим Андреем Жуковым взяла сразу несколько наград: серебро в спринте классическим стилем на дистанции 1,7 км, а также в индивидуальной биатлонной гонке на дистанции 12,5 км и две бронзы на дистанции 5 км в классическом стиле в лыжной гонке и на дистанции 10 км в биатлоне (средняя гонка).
Анна вернулась в лыжный спорт после небольшого перерыва. В прошлом году у спортсменки появился ребенок. О том, как начиналась ее карьера, а также о возвращении в спорт она рассказала корреспонденту «Тульской прессы».
— Анна, как давно вы пришли в спорт?
— Я занимаюсь с восьми лет. Сначала это была детско-юношеская спортивная школа, а уже в 18 лет я пришла в паралимпийский спорт. Это всегда были лыжные гонки. Как с самого начала пошла в этот спорт, так там и осталась.
— Почему именно лыжи?
— Не знаю, как-то с самого начала понравилось. Я попросила у Деда Мороза лыжи на Новый год. Так все и пошло-поехало.
— Лыжи спорта слепых отличаются от тех, к которым мы привыкли. Расскажите, в чем заключается задача ведущего спортсмена в паре?
— Мы тренируемся зимой и летом. Летом на лыжероллерах. Так проще, потому что есть асфальт, и мы видим край лыжной трассы — где слева и справа она заканчивается, куда нам ехать не нужно. Зимой все иначе, потому что снег белый, все сливается. Края трассы не видно. То есть, например, если мы едем со спуска, можно просто-напросто угодить в сугроб — все настолько сливается.
Для этого и нужен спортсмен-ведущий. Мы идем за ним и конкретно ему в спину проходим по той же траектории на поворотах и спусках. У меня как раз на чемпионате мира в Норвегии был случай: там очень крутые спуски и повороты и все время сумрачно. То есть солнце не выходило почти. И мой спортсмен-ведущий прошел поворот практически по сугробу. А я подумала, что слева от нас есть еще место, и пошла не по его траектории, а чуть левее. И упала в сугроб. Поэтому есть всякие маленькие тонкости по прохождению спусков, поворотов и вообще всей трассы.
— У вас случались когда-нибудь конфликты с ведущим?
— Конечно. Конфликты бывают, и довольно часто. Особенно когда ведущий надеется на один результат, но не берет в расчет различные факторы. Бывает, спортсмен вышел после болезни, плохо себя чувствует или не выспался. То есть ведущий требует один результат, а спортсмен его не оправдывает. И на этой почве бывают конфликты. Или же, например, спортсмену самому не понравилось, как ведущий его провел.
Конфликты бывают, потому что все настроены на один результат. Когда так тесно работаешь, на каждой тренировке через все вместе проходишь, возникает очень близкое доверие людей друг к другу. Хороший результат в интересах обоих спортсменов. И когда что-то не получается или ведущий требует чего-то от спортсмена, происходят небольшие стычки.
— Вы сами разрешаете споры?
— Стараемся чаще всего сами. Но и тренер встревает, конечно же. Какие-то легкие недопонимания, которые во время гонки возникают, мы ему не выносим, чтобы он лишний раз не расстраивался и не напрягался по поводу нас.
А так — поговорили, разобрали, кто прав, кто виноват, оба согласились и пошли работать дальше.
— Какие старты стали для вас самыми тяжелыми?
— Самым трудным, наверное, был чемпионат мира. У нас было шесть гонок, и только на последней я взяла свою золотую медаль. Я к ней очень долго шла, все соревнования проходили напряженно. Потому что я ехала за золотом, а все старты проходили у меня… В общем, я была вторая-третья, но не первая. Поэтому да, чемпионат мира был самый напряженный.
— Год назад вы стали мамой. Тяжело было возвращаться в спорт после декрета?
— Очень тяжело. Потому что когда я была беременна, то совсем не тренировалась. Это была моя ошибка: я всю жизнь тренируюсь, а тут забросила. Но там и по показаниям нежелательно было тренироваться, поэтому так получилось. После рождения ребенка я через месяц поехала на свою первую тренировку. Она была лыжной, было 8 марта, как сейчас помню. И я даже не смогла на подъем заехать, четыре раза останавливалась. Отжиматься не могла, приседать тоже.
Но постепенно начала вливаться, в мае поехали на сборы. Летом было тяжело, потому что я кормила грудью, нужно было подстраивать режим ребенка под свои тренировки. То есть мы чаще всего тренироваться выходили в шесть утра: ребенок просыпался, я его кормила и бежала на тренировку. И у меня было ограниченное время: я не могла заниматься дольше двух часов. Только в ноябре начались полноценные тренировки.
Но в целом я своим результатом довольна. У меня летом была не совсем полноценная подготовка, а я приехала на соревнования и конкурирую с девочками, которые не были в декрете, не пропускали стартов и тренировались все лето. А я выхожу и навязываю им борьбу. Поэтому я довольна тем, что смогла вернуться.
— Не было желания все бросить и уйти?
— Конечно, было. И по сей день бывает. Недавно были на чемпионате, я ночами спать не могла, три раза просыпалась. В мои первые два старта я заняла четвертое место. Отрыв был две и 15 секунд. Для меня это было неприятно и обидно. Я уже думала, что все, не получится вернуться на прежний уровень. Но с каждым стартом становилось легче, я разбегалась. Потом взяла себя в руки, собралась: ведь понимаешь, что готовишься к Паралимпиаде. Она уже на следующий год, нужно работать, отбросив все трудности в сторону.
— Какие задачи и планы сейчас уже есть на ближайшее будущее?
— Любой спортсмен хочет поехать на Паралимпиаду, выступить там. Сейчас мы вернулись с чемпионата России, у нас две недели на восстановление. Я получила травму, нужно восстановить спину, походить на массаж. А потом уже снова начнем готовиться, входить в тренировочный процесс, чтобы к концу мая — началу июня быть в хорошей форме, чтобы можно было полноценно тренироваться, выполнять все задачи без срывов и травм.
Напомним, в Тульской области большое внимание уделяется развитию адаптивного спорта. Такую задачу ставит губернатор Дмитрий Миляев. Речь идет не только об обновлении и строительстве инфраструктуры, но и о подготовке кадров. Новое направление «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» для набора студентов начнет работу в этом году в Тульском педуниверситете.
Адаптивный спорт также является одним из ключевых вопросов повестки комиссии Госсовета по направлению «Физическая культура и спорт», возглавляемой Дмитрием Миляевым.
Все выпуски нашего спецпроекта можно посмотреть здесь.
