Цена на картофель с октября 2024 года продолжает повышаться. В прошлый раз мы писали, что по состоянию на 12 мая средний килограмм «второго хлеба» обойдется тулякам в 87,98 рубля. Туластат предоставил новые данные — к 19 мая картошка подорожала до 88,83 рубля за килограмм. Неужели предела не будет, а цена продолжит расти? Как считает агроном Алексей Жариков — да. «Тульская пресса» поговорила с руководителем ООО «Богородицкий альянс» Николаем Лаврентьевым. Он пояснил, что ситуация не так критична, какой кажется на первый взгляд.
Николай, согласно статистике Туластата, картошка с середины мая прошлого года до середины этого мая подорожала на 280%. С чем это может быть связано?
— Ну я думаю, что это цифра такая — космическая. Картофель подорожал меньше, но подорожание в целом обусловлено затратами на выращивание данного продукта. Это первое. Второе — недобор картофеля в целом по России из-за засухи, из-за сложных климатических условий и так далее.
И все же, цифры официальные, по ним наблюдается определенная тенденция. Будет ли картошка дорожать дальше?
— Я думаю, что нет. Не знаю, насколько корректна эта цифра, но она максимальная. Я думаю, что в этом году все равно цена стабилизируется в рамках, скажем, такого паритета. Самая хорошая цена складывается из двух вещей — чтобы у нас как у сельхозпроизводителей был стабильный заработок и чтобы у покупателя была покупательская способность приобрести данный товар.
Если цена вырастет, то это приведет к тому, что картофель будет стоить, скажем, 200 рублей. Замечательно, конечно, но кто его купит? Значит, это приведет к снижению покупательской способности на данный продукт и к обвалу рынка, который за этим последует. Если у меня, к примеру, будет лежать дорогой картофель, «золотой», его никто не купит. Цену диктую не я, а рынок.
Или говорят, например, что теперь цена 20 рублей. Хорошо, она меня устраивает. На следующей неделе — 15 рублей, а через неделю она стала 3 рубля. Это ниже себестоимости, но я вынужден продавать по такой цене. А куда мне картофель деть? Это же не зерно, мы не можем хранить его по пять лет.
Насколько дороже стало производить картофель за последние годы?
— Конкретно не могу сказать, во сколько или на сколько. Это все нужно считать более детально, но точно — в разы.
- Во-первых, у нас очень увеличилась затратная часть. По некоторым вопросам чуть ли не до 100%. У нас импортные комплектующие. Техника для выращивания картофеля используется вся иностранная: это запчасти, оборудование и т. д. Трактор, допустим, стоил 20 миллионов, а сейчас он 60.
- Второе — ГСМ (горюче-смазочные материалы — прим. ред.), тоже немаловажная история.
- В-третьих — удобрения и все, что с ними связано.
- Четвертое — средства защиты растений, химикаты. Они подорожали тоже до 50%.
- Ну и, конечно, подорожал, так скажем, людской потенциал. Зарплаты за последние два года увеличились в два раза. Поэтому все это в совокупности и привело к удорожанию.
В прошлом материале прозвучал еще один фактор — снижение площадей, потому что сажать картошку невыгодно. Есть такое?
— Знаете, «выгодно-невыгодно» — тут каждый сам себе хозяин и сам определяет. Если заниматься всем правильно, то все всегда выгодно. Здесь немного другой вопрос. Сокращение площадей действительно есть, но произошло в большей степени из-за всех историй отношений с недружественными странами. В том году у нас образовалась проблема с семенами картофеля, потому что львиная доля семян была европейских сортов и европейских селекционеров.
Для понимания, что такое семена: чтобы вырастить картофель с нуля из пробирки, то нужно не менее четырех-пяти лет.
Мы не можем быстро перестроиться. И этот год у нас тоже будет напряженным по семенам.
Мы, например, у себя сделали лабораторию: сортируем, выращиваем, занимаемся селекцией, чтобы быть импортонезависимыми и автономными в данном вопросе.
Если семена на полях в основном зарубежные, то отечественные, выходит, чем-то хуже?
— Вы знаете, в природе картофеля существует больше миллиона сортов. Какие-то подходят для южного региона, какие-то для северного, а какие-то лучше для нашего. В отечественных сортах мы добиваемся того, чтобы довести их до нормы, чтобы был хороший урожай и устойчивость к болезням. Еще немаловажный момент — это вкусовые качества. У каждого сорта свой вкус, покупатель выбирает то, что ему нравится или подходит — для фри, для пюре и так далее.
Произвести любой сорт не проблема. Главное тут, чтобы сети покупали тот картофель, который мы произвели. Однако наших сортов среди этого миллиона не так много. Какие-то разрабатываются, какие-то старые и их нужно реанимировать. Вы поймите, заниматься наукой — это очень сложно, затратно. Мало того, нужны люди, профессионалы, грамотные микробиологи и агрономы. Это не просто «пошел авторучку из пластика напечатал на принтере».
То есть с отечественным картофелеводством пока все сложно?
— Ну почему же? Все у нас хорошо. «Не очень хорошо» — когда нет урожая, а у нас стабильный урожай. Рынок картофеля достаточно специфический, да и не только картофеля. Картофель у нас, допустим, выстреливает раз в пять лет. Как выстрелил — все бегут сажать картошку, даже те, кто этим никогда не занимался. Просто все думают: «Ничего себе, какая цена на картошку, сейчас я заработаю!» Насажали, рынок обвалили, цены нет, и сидим, думаем. С гречей так же — насеяли, а она никому не нужна. У нас стихийный рынок, не плановый, а плановость должна быть во всем. А так, картофеля у нас в целом то же количество, может, просто больше кушать его стали.
И все же 100–150 рублей за кило — дороговато будет…
— А относительно чего дорого? Может, стоит с другими продуктами сравнить? Может, макароны подорожали. Я этого не знаю. А вот когда картофель (как в том году) по 12–15 рублей был, то себестоимость его была 20 рублей. Понимаете же, что это продукт, так скажем, социальный, но на 100 рублей можно было купить 7 килограммов картофеля. Это же тоже неправильно! Мы тоже должны зарабатывать, иначе развалимся. А выращивать кто будет?
Да и опять же, цены на картофель нужно считать не по одному году. В этом году цена, допустим, выстрелила. Поэтому смотреть надо по ценам за три-пять лет. Возьмите статистику, и поймете, что у нас все хорошо. Да и подход при подсчетах у нас разный — вы смотрите по рынку, по сетям, а я считаю по тому, как мы продаем.
Если в сети цена 22 рубля, то у нас цена — 10. От сетей же есть определенная наценка, им тоже надо зарабатывать. Если вы возьмете среднестатистическое по любому хозяйству, то увидите там совсем другие цены. Мы напрямую не торгуем, даже половины от того не зарабатываем. Нам выгода и сверхприбыль не нужна, нам главное — стабильность, чтобы и покупатель был доволен и продавец.