Уже который год туляки весной и в начале лета стали реже слышать шум от крыльев хрущей и бронзовок. Их же в простонародье называют «майский» и «июньский жук». «Тульская пресса» поговорила с энтомологом Алексеем Евсюниным и узнала, куда они пропали.
Еще пять лет назад туляки удивлялись, что хрущи не дают прохода — везде летают, постоянно натыкаются на людей и застревают в волосах, а с завершением жизненного цикла кучками валяются на асфальте. А за последние пару лет количество жуков стало намного меньше. В этом году усатых «жужжалок» в черте города и не встретишь. Однако не стоит винить плохую экологию и изменения климата. Евсюнин отвечает — все в рамках нормы:
«Это естественные циклы колебаний численности. И еще это связано с тем, что большого количества майских жуков каждый год быть не может по одной простой причине: цикл развития у них — несколько лет. Два-три года они живут в состоянии личинки в почве. Когда их много — они отложили яйца. И вот их потомство появится только через года два-три. Сложно сказать, будет ли такой же «бум» жуков, как пять лет назад. В этом году их мало, а в следующем — может быть больше».
Хрущи — часть общей пищевой цепочки. Если их стало меньше, не значит ли это, что те, кто ими питается, начнет голодать и вымрет?
«Питается ими много кто. В общем-то, любая птица соответствующего размера, скажем, больше воробья. Майские жуки, особенно во время их лета, — это очень хорошее подспорье и для птиц, и для млекопитающих — мелких хищников. Их даже белки едят! Но без еды они точно все не останутся — будут искать что-то другое».
Как считает Евсюнин, бить тревогу и что-то делать с дефицитом хрущей не стоит. Их большое количество, наоборот, вредно для природы.
«На самом деле, майский жук — это весьма существенный вредитель лесных насаждений, потому что личинка майского жука питается корнями. Особенно охотно она поедает корни сосны. Поэтому там, где много майских жуков, там молоденькие сосенки они могут загрызть «до смерти». Большим соснам нестрашно, потому что корни у них уже глубже, и личинки туда не долезают. Так что, когда жуков было слишком много — с ними в свое время даже боролись», — отвечает энтомолог.
На смену хрущам приходят бронзовки. Хоть в прошлом году их численность тоже сократилась, прогнозировать ситуацию этим летом пока рано. Кстати, Алексей Евсюнин сказал, что называть бронзовку «июньским жуком» — ошибка.
«В быту, конечно, зовут их «июньскими», но это два совершенно разных вида, поэтому бронзовок «июньскими жуками» никогда не называйте! А пока пик у них еще не наступил, поэтому по активности нужно смотреть где-то в середине-конце июня».
В общем, туляки без жужжащих «бочонков» с усиками не останутся. И если в этом году их много не будет, то целые отряды хрущей и бронзовок вернутся на тульские улицы в ближайшие два-три года.