ИА «Тульская пресса» открывает новую рубрику «Интервью», в которой мы будем беседовать на самые актуальные темы с компетентными людьми, представителями бизнеса, власти, политики, спорта и кульутры. Подорожание бензина, грабящая коммуналка, скачок цен на гречку, картофель и другие продукты, эти темы мы затронули в интервью с начальником УФАС по Тульской области Юрием Елагиным.
— Насколько монополизирован рынок ЖКХ?
— Рынок ЖКХ определен главой УФАС для антимонопольных служб как приоритетный. В 2009 г. мы проводили анализ рынка ЖКХ Тулы и было установлено, что рынок ЖКХ в Туле монополизирован на 90%. Такая ситуация произошла из –за того, что у Управляющей компании Тулы поменялась форма собственности, из-за этого она превратилась в монополиста-частника.
Согласно антимонопольному законодательству, если компания имеет долю рынка больше 50%, то она обладает большой рыночной властью. Такая компания может, злоупотребляя своей властью, «обидеть» слабого игрока и ущемить интересы рядовых граждан. Это злоупотребление силой мы и ограничиваем. С точки зрения конкуренции и развития рынков, это не правильно, когда субъект занимает 90% рынка. Но само по себе это не является нарушением законодательства. Претензии можно предъявлять только тогда, когда она начинает подавлять жителей, не согласовывая с ними условия обслуживания и т.д.
— Что УФАС по Тульской области делает, для того чтобы снять напряженность в коммунальной сфере?
Мы возбуждали несколько антимонопольных дел в отношении ОАО «УК. г. Тулы» — это главный в Туле законодатель мод на рынке ЖКХ. Самые значимые дела касались оплаты электроэнергии в местах общего пользования жилых домов. У нас по этому вопросу было порядка 250 заявлений. По 1 делу мы признали УК г . Тулы нарушавшей антимонопольное законодательство. Было возбуждено дело по 10 домам, где была проведена тщательная проверка. По результатам проверки было выявлено, что ОАО «УК г. Тулы» нарушило антимонопольное законодательство. Арбитражный суд Тулы признал решение УФАС обоснованным, однако в Федеральном арбитражном суде по ЦФО, расположенном в Брянске наше решение отменили. Суд посчитал, что наша организация не может представлять интересы граждан, хотя в законодательстве говорится о том, что мы можем защищать интересы как юридических, так и физических лиц. Теперь мы по этому делу направили документы в Высший арбитражный суд РФ. Сейчас они находятся на стадии рассмотрения. Мы имеем право разделить какую либо компанию, в том случае если чуд несколько раз признает ее виновной в нарушении антимонопольного законодательства, правда, в том случае, если раздел не нанесет вред другим участникам рынка.
На мой взгляд, преодолеть монополизацию рынка ЖКХ можно создавая ТСЖ. В других сферах, где есть достаточный уровень конкуренции, компании развернуты лицом к потребителю, она заинтересована в нем. В качестве примера, можно вспомнить тот факт, что цены в Европе на авиаперелеты за 20 лет снизились в 4 раза, это происходит потому что там хорошая конкурентная среда, что нельзя сказать про нас, и отсутствие конкуренции наблюдается не только на рынке ЖКХ.
Насколько монополизирован рынок ЖУХ в Тульской области сказать сложно, поскольку к нам поступали жалобы на УК г. Тулы из других регионов Мы принимали меры антимонопольного реагирования и Белевском районе, Ефремовском районе. О монополизации рынка ЖКХ Тульской области можно говорить только в приделах района. В Туле ОАО «УК г. Тулы», в Белеве своя УК, в Ефремове своя.
— Как часто в Тульской области нарушается закон о рекламе. Какие нарушении труднее всех выявить?
-На рынке СМИ мы более часто выявляем нарушения, потому как СМИ на виду. Один из самых интересных вопросов – это реклама в Интернете. На Интернет закон о рекламе распространяется в полном объеме. Например, когда антимонопольная служба озаботилась рекламой водки в Интернете, было выявлено, что порядка 57 тыс. сайтов размещают рекламу водки в Интернете, и по большинству сайтов установить распространителя рекламы не возможно. По некоторым сайтам удалось установить распространителя, но антимонопольная служба решила, что не правильно штрафовать только некоторых распространителей и владельцев.
Что касается еще нарушений закона о рекламе, мы возбудили против ОАО «УКг. Тулы» дело и признали незаконным размещение рекламных конструкций на фасадах домов. По закону если реклама и размещается на фасаде, то деньги должны получать жители, а не управляющая компания. Мы наложили них штраф в размере 1 млн. руб. Дело сейчас находится в Арбитражном суде Тульской области.
— Насколько в Тульской области подорожали продукты питания. Как ФАС контролирует рост цен на социальнозначимые продукты питания?
— Подорожание продуктов в основном произошло из-за неурожая. Правительство РФ может ввести государственное регулирование цен на определенные виды товара, если на протяжении 30 календарных дней в этом субъекте отмечался рост цен больше чем на 30% или более на социальноважные продовольственные товары. Если в Тульской области цена на социальнозначимые продукты повысилась, а у соседей – в калужской, рязанской областях не повысилась, тогда государство может на определенный период указать цену продукта. Но здесь есть и обратная сторона. Мы проводили серьезное исследование по нефтепродуктам и пришли к выводу ,что снижение цены на 30-40 коп. на дизельное топливо в сравнение с другими регионами расположенными по трассе «Дон», приводит к «вымыванию» нефтепродуктов. Т.е. все фуры начинали заправляться в Т.О., и с продуктами питания существует такая же опасность. В середине 90-х правительство приняло решение регулировать цены на хлеб в Тульской области, начался дефицит хлеба. Снижение цены на определенные виды товара может привести к разорению предприятия, никто не обязан торговать себе в убыток, одним словом, если по стране оптовая цена на продукты питания растет, то УФАС по Тульской области не может повлиять на цену продукта.
Цена гречки выросла до 90 руб. в некоторых магазинах. Предыдущий мониторинг, который мы проводили по этому направлению, не выявил нарушение антимонопольного законодательства. С учетом того, что гречка значительно выросла в цене, мы вернемся к повторному мониторингу на предмет выявления нарушений антимонопольного законодательства. Всего, по результатам прошлогоднего мониторинга цен на социальнозначимые продукты, было выявлено, что за 4 квартал прошлого года менее всего подорожал хлеб: пшеничный на 1,98%, ржаной на 4,07%. Цены на молоко выросли почти на 13% , на масло подсолнечное рафинированное на 20%.Главная причина подорожания – не урожай, к тому же гречку, да и другие социальнозначимые продукты продолжают покупать. Снижение цены товара происходит только тогда когда падает спрос.
— Как ситуация обстоит по нефтепродуктам?
По бензину, если до определенного момента ситуация у нас выглядела так же, как и в других регионах, то сейчас несколько наш рынок двинулся в сторону повышения цен. Самый значительный рост произошел на рынке дизельного топлива. Мы будем разбираться с этим. Уже возбудили антимонопольное дело против новомосковского предприятия торгующего в розницу дизельным топливом. Нам пока не понятно, почему произошел одновременный рост цен на нефтепродукты, у предприятий разная логистика, разный менеджмент, разные затраты, но несмотря на это цена на нефтепродукты на определенный порог цена поднялась — в антимонопольном законодательстве есть статья «Согласованные действия».
Причины роста цен могут быть самые разные. Традиционно крупные нефтяные компании сетуют на то, что в мире растут цены на баррель нефти. Но если говорить просто о каком либо регионе, то определяющем фактором в формировании цены является поставки нефтепродуктов из-за пределов Тульской области. «Диктат» цен, не только на нефтепродукты, идет из Москвы, от топ-менеджеров. От региона требуют чистую прибыль, снижение поступающий прибыли с региона ведет к увольнению менеджмента среднего звена.