«Уважаемые президент РФ, министр обороны РФ и уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка! Мы оказались заложниками сложившейся ситуации» – такими словами начинается отрытое письмо, подкрепленное небольшим списком из шестнадцати фамилий, носители которых проживают сегодня на территории военной части, уютно расположившейся на месте аэродрома «Клоково».
О существовании в Туле аэродрома сегодня знает не каждый молодой человек. Спросишь его: «Как проехать в Клоково?» – если не «погуглит» в интернете, уставится на вас, как коза в афишу. А между тем он некогда (с 1959 года до 1990-х) активно использовался как военной, так и гражданской авиацией. За более чем полувековую его историю перетасовок с ним произошло не мало. Ныне на нем организована посадочная площадка «Тула», принимающая вертолёты всех типов, а также лёгкие и сверхлёгкие самолеты. Кроме этого весной 2011 года в Клоково с аэродрома Мясново была передислоцирована 110-я отдельная военно-транспортная авиационная эскадрилья.
Но вот еще меньше туляков знают, что помимо обветшавших посадочных полос и военных объектов на его территории располагаются шесть построенных еще в далеком 1957 году однотипных частных домов с печным отоплением. На сегодняшний день в них живут около 20 семей (более 50 человек, среди которых 15 несовершеннолетних детей, двум из них нет и года, один ребенок-инвалид, а также пенсионеры-инвалиды). Часть жителей до сих пор на зиму запасаются дровами и углем.
Отголоски укроэха
Территория аэропорта не одно десятилетие имела крепкий забор только вдоль улицы Октябрьская. Край же ее, упирающийся в Гарнизонный проезд, стоял открытый, и жители (по большей части военнослужащие) соседних многоэтажек с удовольствием прогуливались в тени берез, растущих на окраине военной части. В июне командир части, ссылаясь на приказ Министерства Обороны об усилении мер в рамках операции «Антитеррор», дал распоряжение об обеспечении безопасности военного объекта и по периметру аэродрома начал вырастать забор.
В итоге жильцы полувековых частных домов оказались в трехкилометровой изоляции от окружающего мира. Именно настолько увеличился путь до детского сада, работы, больницы, магазина и прочего – с территории части остался только один выход – через КПП. Аналогичным способом предлагалось и экстренным службам приезжать в случае необходимости по вызовам жителей.
– Доходило до того, что дежурный по КПП и по штабу задавали вопросы о законности нашего пребывания на территории военного городка, а к роженице не пропустили машину «Скорой помощи», – рассказывает одна из жителей городка Алена Максименко.
Поговорив с начальником штаба, все же было получено разрешение «прорубить» свое окно и со стороны Гарнизонного проезда оборудовать калитку, обязательно снабдив ее камерой видеонаблюдения. Всем квартиросъемщикам выдали пропуска, и таким образом была решена первоначальная проблема.
Вопрос ребром
Но вскоре появилась еще одна, более масштабная проблема. Правда она уже не объединила все 6 домов. В суд Зареченского района Тулы командованием части был подан иск на выселение семьи с тремя детьми.
– Мы приехали в Тулу в 1992 году, – поясняет Алена. – Отец вскоре устроился в войсковую часть. Ездить каждый день из общежития с Областной было не с руки, и ему предложили «жилье», состояние его оставляло желать лучшего. Сказали, хочешь жить рядом с работой – ремонтируй дом и живи. Он согласился, заключил договор аренды, и они с матерью стали постепенно его восстанавливать. Так мы прожили здесь 21 год. Поменяли полы, укрепили стены, в этом году летом провели в дом воду, потому что сломалась уличная колонка. А теперь нам грозит выселение. И куда? Сейчас у меня трое малолетних детей.
Вопрос не из простых и с учетом того, что в Туле помимо своих граждан есть еще и беженцы с Украины, если суд примет решение не в их пользу, получить квартиру в маневренном фонде для них будет непростой задачей.
А шансы на подобное развитие событий имеются – дома в 2011 году переданы в ведение минобороны. И оспорить, даже если ты в дом вложил не один десяток тысяч рублей, весьма сложно.
В обосновании иска положены указания на неактуальный на сегодняшний день договор найма жилья. С одной стороны в нем не сказан срок и какие-либо причины для выселения (на это уповает многодетная семья), но с другой – в договоре, составленном более 20 лет назад, только одна печать, а в связи с изменившимися требованиями, чтобы документ был действительным, необходимо иметь две синенькие «штампушки».
Министр имущественных и земельных отношений Валерий Шерин в беседе с корреспондентом подтвердил, что до тех пор, пока эта земля принадлежит военным, тульские чиновники не могут ничего сделать – решение полностью лежит на судье.
На карте не значатся
Бесконечные споры о пользе-вреде самых разных форм управления домами для Тулы стали привычными, а для старушек на лавочках трансформировались в этакий «запасной аэропорт», когда всех соседей обсудили, и сплетни уже на исходе. Всегда можно невзначай затронуть тему несвоевременно вывезенного мусора, разбитого еще пару месяцев назад окна в подъезде, скрытного председателя ТСЖ …
Но это другая история. В нашей – жители хотели бы иметь хоть что-нибудь: ТСЖ, управляющую компанию, не важно. Главное – чтобы было.
– Мы свет в свои дома проводили сами, – продолжает рассказ Алена. – Ни одна управляющая компания нас не хочет брать – это просто невозможно. Мусор носим на ближайшую контейнерную площадку у пятиэтажек. А куда еще? С нами никто договор на вывоз мусора тоже не заключает.
Но за столько лет все привыкли к этому, и никто ни на что не жалуется. Есть крыша над головой, подсобное хозяйство… Только вот регистрация не у всех есть.
– Детей у нас много здесь живет, – поясняет женщина. – А зарегистрировать их по этим адресам нельзя.
Просить помощи в распутывании столько сложного узла Алена куда только не ходила – везде ответ сводился к следующему: компетенция не наша, здесь всем управляет минобороны РФ, а у минобороны сейчас дел не в проворот в свете последних событий на внешнеполитической арене.
Однако надежда все же есть, причем персонифицированная – депутат Госдумы от Тульской области Надежда Шайденко обещала передать в ведомство информацию об этой ситуации. Жителям же домов-полупризраков остается ждать ответа и верить в то, что небольшой участок земли, на которых стоят бараки, будет передан в собственность муниципального образования город Тула, и таким образом проблема будет решена.
А между тем 30 сентября Зареченский районный суд рассмотрел иск по выселению многодетной семьи из арендованного у минобороны жилья. В виду того, что истец не явился (причина не уточняется) дело было оставлено без рассмотрения. Однако у военной части есть еще 20 дней, чтобы обратиться в суд и вернуть дело на пересмотр.