В конце прошлой недели в СМИ появилась скандальная информация о многомиллионном долге тульского университета, из-за которого, якобы, было приостановлено его финансирование из федеральных источников. Это привело к массовым отправлениям сотрудников в неоплачиваемые отпуска якобы по их собственном желанию.
Сообщалось, что долг «всплыл» после проверок Министерства образования, которое, как говорят, обнаружило несоответствие между заявленным и фактическим числом студентов, обучающихся на бюджетных местах в политехе.
Корреспондент ИА «Тульская пресса» пообщался с одним из преподавателей ТулГУ, который, на условиях анонимности, не только подтвердил уже заявленную в местной прессе информацию (правда, достоверно убедиться в правдивости многих слухов пока не предоставляется возможным), но и рассказал еще ряд занимательных подробностей о последствиях «эффективного управления» в тульском политехе.
Не виноватые мы, они сами ушли
Впервые информация о странном добровольном уходе в неоплачиваемые отпуска более 100 сотрудников ТулГУ публично появилась в конце прошлой недели. Что, разумеется, сразу вызвало вопросы. Однако PR-служба политеха не спешила делать какие-либо заявления, пока, видимо, количество отправленных из СМИ запросов не убило надежду, что все разрешится как-нибудь само собой.
Вот как звучит официальная позиция вуза относительно массового желания своих сотрудников уйти в отпуск без оплаты.
«В настоящее время ряд сотрудников университета действительно написал заявления о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы. Продолжительность отпусков различная – от нескольких дней. Это вызвано различными обстоятельствами.
Большая часть сотрудников, написавших заявления о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы, относится к персоналу службы главного инженера, работа которой во многом зависит от финансирования на проведение текущего и капитального ремонта. В нынешнем финансовом году работы выполнены в полном объеме. На собрании с трудовым коллективом мной было пояснено, что в связи с этим заработная плата будет рассчитываться исходя из должностных окладов(минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ). По этой причине часть работников приняла решение написать заявление о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы.
Отметим тот факт, что работники проинформированы о том, что имеют право в любое время написать заявление о выходе из отпуска без сохранения заработной платы, и приступить к работе. Чтобы избежать пересудов, добавлю, изменений в образовательном процессе нет и не запланировано. Профессорско-преподавательский состав оснований для волнений не имеет».
Все это, конечно, сформулировано неплохо, но собеседник нашего агентства указал нам на некоторые вызывающие недоумение детали. Во-первых, даже если капитальный ремонт подошел к концу, что, действительно, так, текущий ремонт — никто не отменял. И услуги водителей, сантехников и слесарей в многокорпускном политехе, по-прежнему, необходимы.
«Оставили только аварийщиков: одного или несколько — на случай совсем непредвиденных ситуаций. И капремонт, конечно, закончился: но перегоревшая лампочка, сломанная дверь, потекший туалет, посыпавшаяся электрика — всем этим теперь заниматься вообще некому. А в университете пропускная способность — порядка 20 тысяч человек.
Вот уже прошло несколько дней — и уже чувствуешь неприятный запах в коридоре, проходя мимо туалета. В кабинетах — мигающие лампочки, до которых никому нет дела. Если в аудитории заклинило замок, слесарей нет, никто не поможет, так что занятия в этом месте просто проводиться не будут. И все подобные вопросы не решаются».
Во-вторых, очень сомнительным кажется и добровольный уход людей в неоплачиваемый отпуск в кризисное время и тем более накануне одного из самых затратных времени года — новогодних праздников.
Однако странные вещи, творящиеся в стенах ТулГУ, на этом не заканчиваются…
Студенты-призраки
В понедельник масла в огонь подлила информация, что возможной причиной нехватки денег на зарплату сотрудникам стали махинации с «мертвыми душами». Финансирование вуза происходит поквартально, когда приходят различные дотации из бюджета.
И, не исключено, случилось так, что в последний квартал министерство обнаружило следующее: по документам огромное количество студентов-бюджетников, а по факту — их гораздо меньше.
Как пояснил собеседник агентства, по вузу ходят разной степени достоверности слухи, как же так вышло.
«Есть две версии, почему так случилось. Первую версию нам озвучивает «главный корпус». Говорят так: вы, преподаватели, многих повыгоняли, и министерство теперь сообщило, что в вузе из-за этого недостаточный уровень студентов-бюджетников для следующего транша, так что денег, на которые уже рассчитывал университет, не будет. Это не очень правдоподобно звучащий вариант, потому что лично я и мои коллеги очников массово не исключали. Я не помню такого исхода студентов-бюджетников.
Другой вариант выглядит интереснее, но доказательств этому сейчас ни у кого нет. Он заключается в том, что, видимо, в вузе манипулировали с отчетами. Пока был прежний министр, это как-то прокатывало, а с приходом Васильевой внезапно обнаружилось, что отчет не соответствует факту. И соответственно министерство сказало: денег мы вам не дадим, пока вы не приведете в порядок свои дела, и, может, быть даже не выплатите какую-то сумму долга. По разным данным, политеху до конца года сейчас не хватает порядка 130-180 миллионов рублей».
Чтобы решить эту проблему, рассказал наш источник, университет не только перешел в режим жесткой экономии, подробности которого мы раскроем чуть дальше, но и решился на действия, порочащие саму суть образования и, тем более, образования высшего.
«Чтобы довести количество бюджетников, показанных в отчетах, до фактического уровня, надо откуда-то этих людей взять. Но откуда? Во-первых, в срочном порядке аннулируются последние приказы об исключении, если такие есть. И во-вторых, массово начинают переводить с коммерческого отделения на бюджет.
Перейти на бесплатное обучение, на освободившееся место — это нормальная практика в индивидуальном порядке в вузе, если ты учишься на «4» и «5» и успешно сдаешь экзамены (и такие люди в нашем вузе периодически приходили с заявлениями, но многие просто получали отворот-поворт). Сейчас «четверошников» и «пятерошников» не хватает на коммерции, и поэтому «троешники» в массовом порядке пересдают экзамены на хорошие оценки, а пересдать по-другому они не могут.
Конечно, никому прямым текстом об этом не говорят, но дают понять, что по каждому институту до конца ноября-декабря нужно набрать определенное количество студентов-бюджетников. Где хотите, там и берите. То есть вылететь с бюджетного места в политехе сейчас просто невозможно, чтобы ты ни сделал».
Понятно, что обратно таких «залетных» студентов-бюджетников уже не переведут — не переписывать же отчеты заново. А вот какого качества будут специалисты, окончившие таким макаром ВУЗ — не известно.
Деньги есть, но платить мы их вам, конечно же, не будем
При всей сложившейся ситуации руководство ТулГУ клятвенно обещает: преподавателей трогать никто не будет, кризис на них не скажется. Однако, как выясняется, «трогать» у политеховских преподавателей уже и нечего. Причем, как сообщил собеседник нашего агентства, давно.
«Не трогать преподавателей до последнего, ничего у них не отбирать, в отпуска не отправлять, оставлять работать — такие установки есть, это правда. Образовательный процесс — это кровь и пот вуза, если еще и его прекратить, то вообще можно расходиться по домам, но шутка в другом. Нас даже надбавок лишить нельзя, потому что их у преподавателей нет уже как 2,5 года вообще никаких.
Порубили и книжные деньги, и стимулирующие надбавки, и выплаты за добровольный труд — оставили только голый оклад. Сейчас ВАКовский доцент со степенью получает 18 тысяч рублей, доцент без степени — 16 тысяч, ассистент — 14 тысяч.
По статистике средняя зарплата по вузу — 42 тысячи рублей. Но из моих ближайших коллег, это порядка 20 человек, 42 тысячи не получает ни один. Кто-то, может, приближался к этой цифре, но опять же не каждый раз. А молодым сотрудникам приходится буквально выживать. Получается так, что в вузе в основном остались три категории преподавателей: это либо жены состоятельных мужей, который могут себе позволить работать «для души», что называется, либо пенсионеры, либо, те кто занимается репетиторством или имеет другой неплохой заработок на стороне.
Ректора, которого якобы избрали единогласно на новый срок, преподавательская среда очень не любит, атмосфера — напряженная. Еще и этот внезапный экономический кризис».
По словам нашего собеседника, в нынешней ситуации экономить вузу приходится, действительно, практически на всем. Свернули финансирование всей внеучебной деятельности: кружки, секции, клубы. До февраля любые активности придется проводить только за свой счет либо не проводить вовсе. Ни тебе патриотического воспитания, ни развития личности студентов, как обязывает нас современная концепция образовательной процесса в высшем учебном заведении.
«Убрали надбавки у всего главного корпуса — весь административный аппарат, учебно-методическое управление, финансовые отделы, снабженцы, которые увеличивали себе за счет надбавок зарплаты вдвое-втрое, сейчас сидят на голых окладах. Страшно расстроенные люди. Если раньше у них выходило где-то по 50 тысяч в месяц, то в ноябре все уже получили около 20. А руководство институтов, говорят, попросили написать заявление, чтобы они три месяца работали не на ставку, а на 0,25 ставки. Вроде потом им обещали все вернуть. И вернут, наверное, не водители все-таки».
Существует информация, что в целях экономии у вуза была даже идея прекратить на несколько месяцев работу собственной типографии. А это значит, никаких научных и методических трудов: журналов, пособий, книг и прочих публикаций — в это время не издавалось бы, что, согласитесь, опять же весьма странно для деятельности высшего учебного заведения. Принять это решение помешал только тот факт, что типография работает и с заказчиками со стороны.
«Разруха в головах»
Таким образом, если все слухи все-таки вполне вероятно окажутся правдой, ситуация в ТулГУ выходит следующая: менеджмент вуза либо совсем не справляется со своей работой, допуская серьезные ошибки в отчетах и не следя за нормативным соотношением студентов-бюджетников в институтах. Либо и вовсе солидно «нахимичил» с отчетами, и деньги от Минобразования, которые должны были тратиться на часы преподавателей, плановую дополнительную нагрузку, организацию новых аудиторных занятий и так далее в итоге ушли на неизвестные вещи. А решить эту проблему университет пытается за счет зарплат и комфорта своих же сотрудников и восстановлением на бюджет толпы студентов.
В любом случае, получается, что кризис-то в политехе не столько финансовый, сколько управленческий.
У нас нет документальных подтверждений всей озвученной в статье информации, равно как и у нашего собеседника, который лишь поделился собственными наблюдениями и вузовскими пересудами, которых так стремились избежать в пресс-службе университета, но задуматься, действительно, есть над чем. И дыма без огня, как водится, не бывает.
Кстати, ИА «Тульская пресса» уже подготовило и направило официальный запрос в адрес Министерства образования РФ относительно последних проверок в ТулГУ и сумме возможно недостачи в бюджет. Мы следим за развитием событий.