Тульская пресса
Ваш вопрос
Отправить

Туляк пытается оградить маленького сына от псевдоправославной секты через суд

В суде слушается дело об оспаривании места жительства несовершеннолетнего ребенка. Отец полагает, что сын должен жить с ним, чтобы не попасть под пагубное влияние родителей бывшей супруги.

 — А что такого, это же православный батюшка, — отвечали сотрудники соцзащиты отцу четырехлетнего мальчика Виктору А., когда он показывал фотографии бородатого мужчины в черной рясе. Изображениями некоего «батюшки» буквально завешаны стены дома бывшей супруги, где постоянно жил его сын. В углу — сымпровизированный иконостас с тлеющими лампадками и пластиковые бутылки, очевидно, под воду. Бородатый в рясе приклеен к одной из икон. Также он, отпечатанный на бумаге и прислоненный к керамическому заварочному чайнику на полке в мебельной стенке, будто внимательно смотрит на «всяк сюда входящего».

Фото из личного архива Виктора А.

Отец забил тревогу давно. А в июле вскрылись дополнительные обстоятельства, подчеркивающие: опасения — не напрасны. Тульский областной суд признал религиозную группу «В честь иконы Божией Матери «Державная», которую создал Василий Новиков (он же отец Василий, «тульский бесогон» и приклеенный к иконе бородач), экстремистской и запретил деятельность на территории Российской Федерации. Прикрываясь верой, адепты, правильнее говоря, псевдоправославной секты призывали отказываться от паспортов гражданина РФ, медицинских полисов, ИНН. Успели сектанты «засветиться» и в политической плоскости, сотворив критикой главы государства имидж оппозиционеров.

 «Отказ от официальных документов РФ влечет за собой нарушение прав, свобод и других интересов граждан, поскольку препятствует их реализации в установленном законе порядке», — говорится в решении суда.

Новиков умер в 2010 году, но его дело в селе Спасское в Тульской области продолжил отлученный от РПЦ бывший священник Вениамин Филиппов, именующий себя «иеромонахом Евстратий». В 2013 году Евстратий увел в Пермские леса полсотни человек с маленькими детьми, скандал освещали российские федеральные СМИ.

Могла ли бывшая супруга А. вместе с родителями и малолетним ребенком уехать в лес? Вопрос риторический, но и на него в народе давно есть ответ: береженого Бог бережет. Виктор утверждает, что неурядицы в семейной жизни начались, в том числе, и из-за религиозных причин. Изначально он не придавал значения тому, что родственники жены тесно общались с каким-то популярным священником из Спасского. По приглашению бывшего тестя он съездил в село, где увидел своими глазами, как вокруг человека в рясе об пол в истерике бились люди. Якобы, они были одержимы бесами, а бородатый их изгонял.

А однажды, приблизительно пять лет назад, продолжает Виктор, «бесогонцы» провели и крестный ход вокруг здания Правительства Тульской области. По иронии судьбы, пунктом сбора участников мероприятия стала церковь в Туле, расположенная на улице Карла Маркса.

В 2011 году супруги развелись. Мальчик родился уже вне брака. Родители попытались сохранить семью и продолжили жить вместе.

— А потом к нам переехала теща. Как я думаю, «разрушать семью», — рассказывает Виктор. — Бывшая жена полностью находится под влиянием своих родителей и разделяет их религиозные взгляды.

Через семь месяцев жена Виктора забрала сына и переехала к родителям. Там дедушка заставлял маленького «целовать иконы и молиться».

— Он, Дмитрий Земляков, верит и ждет грядущий апокалипсис. У них скончалась бабушка, с родственниками делят дом в деревне… Бывший тесть сразу заявил: «Оставьте мне только сарай с подвалом». Говорят, он его углем забил.

— Зачем уголь?

—  Не знаю. Может, греться в случае апокалипсиса? Он и мне угрожал, мол, сгоришь ты в углях. Даже аудиозапись есть.

Виктор неоднократно обращался в соцзащиту с просьбой оградить его сына от психического воздействия со стороны родителей жены. Но там только разводили руками: «обязать не можем, только побеседовать о целесообразности». Восемь кошек в доме, в котором проживает ребенок, не перевесили в сторону отца. Даже пять из них, будучи больными, без шерсти и с «большими влажными болячками». Виктор перелистывает пачку письменных заявлений в территориальный отдел минтруда и соцзащиты региона. Через чиновников он пытался возобновить общение с сыном — бывшая супруга и ее родители всячески этому препятствовали.

Летом 2016 года он позвонил жене и попросил свидания с сыном. Она кратко ответила: «я там». Там — это, как понял Виктор, где сарай с углем. И там же, где сарай с углем, в тот день Виктор встретился с маленьким сыном. Ребенок был одет в «рваные штаны и девичьи сандалии».

— Конечно, я сначала подумал, что ничего страшного в этом нет — ну, деревня, все-таки. Но женские вещи меня смутили. Я и раньше замечал на мальчике девичью одежду, — продолжает он. — Не выдержал, забрал сына сразу же к себе.

В очередной раз на него написали заявление в полицию. Однако, состава преступления нет — нет и уголовного дела. Ни одного за все четыре года споров, хотя обращениями бывшая супруга правоохранителей буквально «закидала».

— Меня хотели уговорить отказаться от сына, — подчеркнул Виктор.

Туляк утверждает, что ребенок был психически затравлен. Например, боялся ходить в туалет — его якобы запугали какими-то «червячками». За четыре года — ни одной прививки, ни одного похода к врачу. Мясо — нельзя, так как продукт питания в семье бывшей супруги называли «отравой». Ребенка кормили макаронами с сахаром, в связи с чем возникли некоторые проблемы с пищеварением. Отец сразу же определил сына в детский сад и провел медицинское обследование.

— А вот именно эти иконы, — Виктор показывает на фотографии, — бывший тесть возил на обряды с участием «отца Василия». Даже в «ютубе» нашел видеозаписи, смотрите: вот это — тесть, этот мужчина — лучший друг семьи… А, вот это — видео с похорон «отца Василия». Это — теща, это — жена.

На данный момент дело об определении места жительства ребенка и порядка общения с ним рассматривается в суде. Женщина подала исковое заявление, чтобы оставить сына с собой. Мужчина — встречный иск. Так как выяснилось, что ребенка воспитывали, возможно, сектанты из экстремистской организации, у отца появилась возможность оградить сына от деструктивного, ломающего психику даже взрослых, учения.

Позиция отца ясна: забрать сына, чтобы ребенок смог элементарно получать образование и медицинские услуги – ведь сектантское учение ограничивает права человека. Но и бывшая супруга с родителями свою причастность к экстремистской секте отрицают. Мол, были пару раз, и «завязали».

Однако по информации ИА «SM-News» Земляковы Наталья Александровна, Николай Дмитриевич и Ирина Николаевна (А.) с 2010 по 2012 год попадали в поле зрения УМВД России по Тульской области в связи с посещением секты «В честь иконы Божией матери «Державная» в Новомосковске.

«Прихожане данной группы очень замкнуты, к представителям власти относятся настороженно, с недоверием, агрессивно, находятся под влиянием священников, проводящих службы. Данные лица негативно высказываются в отношении руководства РФ и РПЦ МЦ, призывают к отказу от паспортов, ИНН, официальных документов, имеющих штрих коды, сообщают о начале третьей мировой войны», — описывают силовики секту.

А дедушку, учившего внука «целовать иконы», в феврале 2010 года даже оштрафовали за… участие в несанкционированной демонстрации незарегистрированной организации «Общественная организация православных мирян» «Тульское общество Хоругвеносцев». Шестого числа того месяца «хоругвеносцы» демонстрировали плакат с надписью: «Русский народ, ты забыл, что ты русский».

За пояснениями о деструктивном влиянии секты мы обратились в миссионерский отдел Тульской епархии РПЦ. Заместитель руководителя отдела Алексей Ярасов, который, кстати, был свидетелем на суде по делу о признании «В честь…» экстремистской организацией, рассказал о возможных трансформациях участников религиозной группы. Увы, судебный запрет на практике означает, что сектанты просто будут вести себя осторожнее, но от «учения» не откажутся. Скорее всего, сектанты будут собираться на кухнях конспиративных квартир под шум воды из крана. Настоящее подполье. Сложнее только привлекать новых адептов и распространять идеи.

Кроме того, в социальной сети «Вконтакте» есть сообщества, посвященные данным лжеучениям. Есть группы так называемых «не поминающих в РПЦ МП».

— То есть, это «фишка» какая-то?

— Да. Если священник перестает на службе поминать патриарха и правящего архиерея, то он автоматически себя выводит за пределы Церкви, — отвечает Ярасов. — Евстратий не поминает, объясняет это тем, что «священноначалие – еретическое», соответственно, он ничего общего с РПЦ МП иметь не желает. В России есть подобные ему деятели. Их сложно посчитать, но они есть. Считают себя якобы «хранителями чистоты православия», остальных называют отступниками.

Но и хранители не такие уж «святые», а самые обычные смертные, зависящие от кошелька в кармане. Алексей Ярасов рассказал, что между Евстратием и «бесогоном» были разногласия на этот счет: о.Василий Новиков считал, что деньги нужно брать, пока дают и не важно кто, а Евстратий – наоборот, что нужно от всего отказываться и уходить в леса.

— Они не были единым ядром. У каждого – свои амбиции, но объединяла идея отказа от паспортов и ИНН. Например, в дом [сектантов] в Спасском на «богослужение» не впускали человека, если у него есть паспорт. Причем не в кармане, а вообще. Какое-то время Евстратий делал послабление для этого правила.

— Либерал в своем роде?

— Да, объяснял тем, что человек только-только примкнул к их рядам, отказаться не успел. Вообще, община в Спасском не имеет никакого отношения к РПЦ. По сути, это – псевдоправославная секта, в основе учения лежит отказ от документов государственного образца, прививок, телефонов, электронных средств. Они считают, что через все это на них будет оказываться какое-то влияние, вплоть до того, что они неосознанно будут отказываться от своей веры.

Разумеется, руководителям секты боязнь не мешала перемещаться в пространстве на личных автомобилях, используя при этом водительские права.

А боязнь прививок, например, основана на том, что адепты псевдоправославных учений полагают, будто в их тело с помощью инъекций будут вживлять электронные чипы. Устройства, якобы, при крайней необходимости могут «отключить» человека – кто-то сигнал пошлет на чип, он запустит программу «аннигиляции».

Другой интересный момент – это то, каким образом проводилась информационная кампания в защиту сектантов. Адвокатом по делу о признании группы «В честь…» выступал Дмитрий Лило. Он же – представлял интересы осужденного за подготовку терактов бывшего полковника ГРУ Владимира Квачкова. К слову, Квачков называет себя националистом и христианином. Совпадение или случайность?

Например, получается, с подачи Лило (ли?) в СМИ назвали адептов запрещенной экстремистской группы «70 православными монахинями из женского монастыря», которых, дескать, «обвиняют в распространении экстремистских материалов». Красиво оформленная мысль: «Православных монахинь из женского монастыря обвиняют в экстремизме», согласитесь, сути не отражает. Более того, это – не правда, так как за комментариями в Тульскую епархию РПЦ никто не обращался. И дом, в котором проводили сходки сектанты, на монастырь никак не тянет. Более того, 70 человек в нем можно разместить так же, как и шпроты в банке.

— На убеждения сектантов, как правило, судебные решения никак не сказываются. Для них суд – это не авторитет. Наоборот, если суд признал организацию экстремистской, то это внутри участников преподносится чуть ли не как «гонения на церковь», доказывающие правоту их учения. Они могут переформатироваться и устраивать выездные собрания, либо снизить активность: одно дело, когда есть помещение-база, куда приглашают и обрабатывают людей, а другое – когда вынуждены прятаться.

— Ожидать от людей из группы «В честь…», которые отказываются от паспортов граждан РФ, бескомпромиссного выполнения решений судов РФ, кажется, сомнительно?

— Для них это знак: якобы, мы – истина, и преследуемы за правду. Они же считают, что за их перемещениями внимательно следят, и неким организациям это так важно.

Как выяснилось, в современной России пышно распустились метастазы убеждений отколовшихся от РПЦ священников и прихожан. В миссионерском отделе Тульской епархии РПЦ подготовлена выставка псевдоправославных книг. Коллекция внушительная, витрина под замком, на стекле подпись: «Осторожно, псевдоправославие!». Удивительно, но авторы многих из них проповедуют ту же самую идею отказа от паспортов. Читателям даже предлагают ознакомиться с заметками на тему: «Как вести себя при задержании». Или «Как вести себя православному патриоту в демократическом суде».

Можно провести параллель с политикой. У оппозиции и в России, и на Украине последние годы наблюдалась одинаковая тактика: изначально какой-либо деятель обвинялся в совершении того или иного преступления, а информационная кампания выстраивалась исходя из того, что это – не просто политик, но и политический заключенный.

— Вообще, это странно: группа называется в честь иконы, в названии которой фигурирует слово «державная», то есть, государственная. А здесь – отказ от паспортов граждан РФ.

— Так они же выступают за возрождение монархии, вот в чем дело! – объясняет Ярасов. – В целом, этим движениям свойственно так называемое «царебожие». То есть, царя Николая II называют «соискупителем Христа». Иисус Христос искупил грехи всего человечества, а царь Николай – конкретно русского народа. Они вводят вот такой новый догмат. Конечно, это не православный взгляд. Такого понятия, как «соискупитель Христа», просто не существует.

Другой интересный аспект – имяславский спор, возникший в богословской среде в начале XX века. В августе 1917 года открылся Всероссийский Поместный собор, на котором могли решить вопрос, но планам священников помешала революция. На русском Афоне зародилась ересь, которой подверглись несколько монахов, возникли разногласия. Правительство отправило туда пароход, еретиков перевезли в Россию и разбросали на «перевоспитание» по монастырям. Окончательного решения по спору нет и по сей день.

Суть заключается в следующем: сторонники имяславия придерживались учения о незримом присутствии Бога в Божественных именах. В этом смысле имяславцы употребляли фразу: «Имя Бога есть Сам Бог».

— Такое ощущение, что есть какая-то группа людей, может быть, центр или отдел, который целенаправленно занимается тем, что «откапывает» проблематичные моменты в истории Церкви, и вбрасывает их в раскольническую среду. Потому что появились прекрасно изданные книги, посвященные имяславскому спору. Это мое личное мнение, — объясняет Алексей Ярасов. – То, что помимо [сектантов] в Спасском есть им сочувствующие по всей области – факт.

Например, в прошлые годы почти в каждый храм епархии приходил пластиковый почтовый конверт, в котором были всяческие распечатки статей по разным вопросам. В том числе – критика патриарха, о «неправильности» приготовления… просфор (хлеба) для богослужения, ИНН и паспорта и так далее. Фактически, анонимными лицами велась работа по склонению священства к раскольничеству.

— Причем все делается анонимно, тайно. На конверте подпись: «от православных граждан», — продолжил он.

— Это политические игрушки, если речь идет о каких-либо спекуляциях на истории, примешивается религия… Напоминает диссидентство.

—  Если в общем охарактеризовать этих людей (адептов псевдоправославных сект – прим. авт.), то да. В советское время Церковь была гонимой. В 90-е годы – период возрождения… И они, эти люди, находились в Церкви, понимая, что тем самым каким-то образом противостоят миру. В советский период – понятно, в 90-е годы – сложный период. А сейчас, когда Церковь восстановила свои позиции по многим направлениям, — все, им уже не интересно. А тут появляются такие движения, которые противостоят Церкви. Второй тип людей, можно утверждать со стопроцентной гарантией, — с расстройствами психики. Для них рассказы об ужасах электронных устройств и конце света – отдушина. Их пугают, и они легко это принимают, фанатично начинают придерживаться движения. Соответственно, третий тип – это религиозно необразованные, но с завышенным самомнением и амбициями. Среди них есть и так сказать закаленные в советские годы активисты. Они приходят в Церковь, и им не нравится, что в Церкви есть стройное вероучение и установленные правила. Нет, им же хочется что-то свое, гнут свою линию, невзирая на мнение Церкви.

И, самое важное, это то, что все эти три типа граждан могут тащить в секту (и тащат) детей. Пожалуй, тяжело и горько осознавать то, что взрослые люди, тонущие в океане лжеучений, тянут на дно и несовершеннолетних. Возможно, будущих ученых, космонавтов, талантливых педагогов и программистов…

— Их позиция такова: вот, мы спасаемся, и должны спасти как можно больше своих родственников. Поэтому они так фанатично пытаются привести в секту своих родных. Дети – автоматически. «Взял за шиворот» и потащил…

Однажды в миссионерский отдел обращалась женщина с внучкой, которая посещала собрания сектантов в Спасском. Ребенка с некоторым заболеванием отправляли в детский оздоровительный лагерь, дали путевку. За благословением подошли к отцу Василию Новикову. Тот сначала отказал, но после службы одобрил: езжайте. Через несколько дней девочка позвонила из лагеря родителям в ужасе от того, что у детей в комнате, с которыми она жила, есть мобильные телефоны.

— Видимо, девочку в этой общине запугали, что это – опасно, — рассказал Ярасов. – Казалось бы, незначительные вещи, но они очень больно отражаются на детской психике. Например, из Новомосковска семья… Когда детей вывезли из секты, они начали нормальной жизнью жить, пользоваться компьютерами и так далее.

Кстати, что касается женщины из Новомосковска, которая в 2012 году ушла в лес вместе с Евстратием и двумя детьми, как выразилась ее сестра, «Света в бегах». То есть, близких и родных называет «грешниками», и грехи эти предпочитает отмаливать в той самой организации, которую признали экстремистской и запретили в России. А «иеромонах Евстратий», ставший популярным в СМИ, поговаривают, вновь сменил имя. Теперь его просят величать «иеросхимонахом Даниилом».

Автор статьи: Алексей Туманов

Источник: Информационно-аналитическое издание «SM News»

Хотите поделиться интересной новостью или проблемой? Связаться с нами можно по телефону редакции 52-55-33 в будни с 9:00 до 17:00. Также написать нам в любое время можно в WhatsApp и Telegram по номеру 8 (930) 074-52-17.
Правила публикации комментариев: Все комментарии предварительно проверяются модератором, это может занять некоторое время. При этом ночью срок публикации может увеличиваться. Будьте внимательны - по закону мы не можем размещать комментарии, содержащие нецензурную лексику и оскорбления.
Комментарии для сайта Cackle
Подписывайтесь на канал «Тульская пресса» в Дзен, чтобы узнавать о новостях и взгляде экспертов на важные события.
Новости компаний