В памяти еще свежо первое впечатление Груздева, приехавшего жарким летом 2011-го года в Тулу, чтобы осмотреть вверенную ему территорию. «Пыльно, очень пыльно», — поделился он тогда мнением об областном центре с чиновниками и журналистами.
И вот время идет, а проблемы пыльных, грязных тротуаров и разбитых дорог, судя по обращения в редакцию «Тульской прессы», все еще актуальны для региона. Правда ли, что Тула — пыльный город?….
ЭХ, ДОРОГИ!
Водитель такси везет меня до работы по раскуроченной Демидовской плотине. Проваливаясь в очередную яму, ругается, стараясь сдерживаться при пассажире, и в сердцах бросает: «Ну, асфальт уплыл! Только нормальные дороги сделали, опять все по-старому».
Да, не согласиться нельзя, так как мнение это не водителя, а любого человека, которому волею судьбы повезло покататься по «оружейной столице». А проезжая часть у нас больше напоминает иллюстрацию к печальной фронтовой песни «Эх, дороги, пыль да туман».
Но улучшения, конечно, есть. Несколько лет назад, до назначения Груздева, притча о знаменитой «тульской дороге», была на слуху. Даже в область въезжать было страшно. Потом потихоньку занялись ремонтом федеральных трасс, которые сейчас (несмотря на подозрения в возможной коррупции в «Тулаавтодоре») не стыдно людям показать.
Дошла очередь и до дорог более мелкого назначения. Неплохо здесь помог «Народный бюджет», и областные и муниципальные программы. Теперь до многих населенных пунктов хоть доехать можно, не боясь колеса по пути растерять.
В Туле тоже появился новый асфальт, помню, какое загляденье сделали на улице Первомайской – хоть взлетай. Правда, от всего этого великолепия почему-то в итоге остались только рожки да ножки.
В начале марта это заметил и губернатор Тульской области Алексей Дюмин, который «раскритиковал состояние дорог» и «потребовал заняться их скорейшим ремонтом».
Причем, ямочный ремонт при минусовых температурах ввелся с помощью метода литого асфальта и считается достаточно финансово затратным. А с наступлением тепла дорожники переходят на ремонт более дешевым методом пневмобрызга. Правда, толк от ямочного ремонт, кажется, недолговечен.
«Прошлый губернатор, говорят, давил на бизнес, но зато при нем дороги делались, — поделился с нами мнением один из тульских автомобилистов Александр. — А дорогам нашим конец: то ли подвеску в очередной раз чинить, то ли пешком начинать ходить из-за бессмысленности первого варианта. И все дороги весной вместе со снегом совершенно растаяли и куда-то утекли».
Прямо машина времени какая-то получается, будто и не было у нас хорошего асфальта. А уж если на «Карту убитых дорог» ОНФ глянуть, совсем грустно становится. В том же Донском пришлось поднять всю общественность на уши, чтобы глава города пообещал привести в порядок улицы. Поживем – увидим.
ПЫЛЬ ВРЕМЕН?
Другая беда областного центра и других населенных пунктов, которую тоже трудно не заметить, но скорее уже пешеходам, нежели водителям – это пыль. Пыль клубами, пыль везде. Особенно тяжко, конечно, аллергикам.
«Весны ждешь и боишься, — рассказала нам читательница Анастасия. — Прям на улицу выходить не хочется, выбираешь козьи тропы, чтобы поменьше вдоль дорог идти и пылью не дышать.
Аллергия рубит жестко. Вот вроде тепло и хочется домой пешком пройти положенные полчаса в день, а как подумаешь про эту пыль, и все желание отбивает!»
Как объяснила Анастасия, поливальную технику на улице она заметила только один раз, но работала та почему-то в дождь. А ведь, судя по отчетам, уборкой у нас занимаются много и регулярно.
«Особенно напрягает в сухие дни, когда идешь по Туле и не можешь открыть глаза, потому что обильная пыль попадает во все отверстия, — пожаловалась еще одна тулячка Александра. — Невозможно и рот открыть, даже поговорить по телефону по дороге, иначе неизбежно пыль будет хрустеть во рту в ту же секунду.
Плюс пыль — это один из самых частых аллергенов, тяжело дышать, все чешется».
Кстати о пыли. Не забылась еще летняя выходка богородицких дорожников. Люди не нашли ничего лучше, как наносить дорожную разметку прямо на пресловутую пыль.
«Ноу-хау» оценили. Эпизод даже вошел в рейтинг Auto.mail.ru «Ремонт дорог в России: 5 худших примеров». Не исключено, что это недоразумение стало одним из «камушков» недавней отставки главы богородицкой райадминистрации Маградзе.
ТУЛА — ПЫЛЬНЫЙ ГОРОД?
Про грязь и пыль на тротуарах написал в своем блоге и, такой уже повязанный с Тулой, Илья Варламов. Причем, вполне обоснованно связал это с проблемами туристической привлекательности региона.
Действительно, кому захочется глотать пыль в перерывах между осмотрами тульских достопримечательностей.
Все это, вкупе с отсутствием нормальных парковочных мест, никак не привлекает туристов в Тулу, а, скорее, только отпугивает. И пока у нас кругом пыль и ямы, как после войны, никакие интересные маршруты и бренды этого не исправят.
Несомненно, регулярная работа дорожных и коммунальных служб, субботники, усилия властей и накладываемые за несоблюдение санитарного порядка санкции помогают Туле и региону преодолевать «пыльный синдром».
Но, как нам кажется, этого пока недостаточно. Может быть, нужны новые, радикальные меры.
Ведь, не радует, когда синонимом слова «стабильность» для туляков считается слово «пыль». Как бы не приклеилось к нам это клеймо: «Тула — пыльный город»…