Тульскому филиалу «Ночных волков» уже больше года, за это время они успели десятки раз объездить детские дома и спецучреждения региона, принять участие в массе социальных акций и съездили в Севастополь на байк-шоу, устроенное президентом клуба Александром «Хирургом» Залдостановым.
Не за горами и День города Тулы и закрытие мотосезона-2017, к которым байкеры готовят масштабную программу.
Незадолго до сентябрьских праздников корреспондент «Тульской прессы» пообщался с президентом тульского отделения «Ночные Волки» Сергеем Юрушкиным и секретарем мотоклуба Николаем Мошкиным – о байках, дорогах, мотокультуре и социальной работе.
ИА «Тульская пресса» представляет по-настоящему большое интервью с «Ночными волками» о том, с чего движение начиналось и во что переросло.
С чего начинались «Ночные волки»
— Сколько лет Ночным волкам в России?
Н.М.: Официально, 28 – с тех пор, как получили государственную регистрацию в 1989-м году как мотоклуб. А так, движение уходит еще дальше.
— С чего начинались «Ночные волки» в Туле?
С.Ю.: Мы в клубе с момента открытия отделения 2 июня 2016 года. До этого мы катались, общались, а потом заинтересовались деятельностью клуба «Ночные волки», даже ни сколько деятельностью, сколько личностью самого Хирурга.
Мы съездили в Москву в Нижние Мневники. Сначала нас не пустили, но потом мы все объяснили, познакомились с деятельностью клуба и обратились с просьбой сделать отделение в Туле. Доказали, что готовы к самостоятельной работе. Заявку рассматривали довольно долго, а потом Хирург принял решение сделать в Туле самостоятельное отделение.
— А как давно вы за рулем мотоцикла?
С.Ю.: Я начинал с переделанной «бабочки», газульки (односкоростной мопед – прим. редакции) с двигателем Д-4. Потом была «Верховина» вишневого цвета, с тех пор, кстати, вся техника у меня вишневого и красного цвета. Была «Тула», была «Ява». В езде был перерыв, он почти у всех членов отделения был.
Н.М.: Мы за рулем с тех пор, как смогли поднять мотоцикл. Я – с 14 лет, сразу начал ездить на мотороллере. Да, перерыв был почти у всех – в 90-х почти не катались – дороги были плохие.
Про «Дороги Победы» и Севастополь
— В августе завершился пробег «Дороги Победы на Севастополь» — что это за мероприятие?
С.Ю.: Есть два пробега с таким названием. Августовский пробег стартовал в Смоленске. Далее Москва, Воронежская, Ростовская области, заезжали в Луганск, Донецк, Краснодарский Край, а завершился маршрут на горе Гасфорта между Балклавой и Севастополем.
Что касается этого пробега, в нем первый раз участвовали представители европейского сообщества – мотоциклисты из Польши, Германии, Словакии и Словении. На шоу было несколько сотен мотоциклистов. От нашего отделения на байк-шоу ездили четыре человека.
Н.М.: Есть пробег «Дороги Победы» и проводится более 10 лет в канун 9 Мая. Старт из Москвы. В этом году он захватил легендарные оборонительные рубежи России – это Соловьева Переправа, знаковые города России, Белоруссии, Польши, Чехии, Словакии, Австрии и Германии. Финал проходит 9 Мая в Берлине.
— Что в Севастополе запомнилось особенно?
С.Ю.: Это мое второе байк шоу в Севастополе. Больше всего поразила зрелищность события, размах, с которым Хирург делает это шоу. Оно не только для мотоциклистов, в первую очередь – для людей.
Было очень много гостей, и, несмотря, на проливной дождь, который залил аппаратуру, все состоялось, никаких отклонений от программы не было. То, что устраивает Хирург – невероятно. Выступали наши исполнители – была Чичерина, Кормухина, Кипелов, группа Земляне. Всех участников не перечислить – концерт был масштабный.
Само шоу направлено на то, чтобы освятить нашу историю и развить в людях чувство патриотизма. Это основное направление деятельности «Ночных волков» — объединение мотоциклистов, которые стремятся развиваться, оказывать поддержку детским домам, спецучреждениям – это все важно.
— А какую поддержку «Ночным волкам» оказывает администрация Тулы?
С.Ю.: Администрация полностью нас поддерживает. Ни одно обращение не остается без внимания, мы направляем их главе администрации Тулы Евгению Авилову, и его заместителю по социальной политике Надежде Токовой. Проводим совместные мероприятия. Из ближайших – мотопробег в День города.
На площади Ленина будет мотошоу, покажем мотофристайл – прыжки с трамплина. В Туле такого еще не было. Также в этом году запланировали часовую программу стантрайдеров (трюковая езда на мотоцикле — прим. редакции). Также планируется закрытие мотосезона.
Про закрытие мотосезона
— Как будете закрывать?
С.Ю.: Закрытие мотосезона будем делать впервые. Дата будет полностью зависеть от погодных условий, потому что закрывать «формально» не хотелось бы. Скорее всего, закроем в конце сентября или начале октября.
В программе обязательно будет мотопробег, но не маленький по проспекту Ленина — мы планируем проехать колонной по Туле. Скорее всего, старт будет из Заречья от памятника «Защитникам неба Отечества». В планах концертная программа, если удастся – пригласим группу Деникин Спирт, представителей московского отделения, которые покажут виртуозное владение мотоциклом в закрытом пространстве. Будет интересно.
Про мотокультуру
— Говоря о мотосезоне. В СМИ регулярно появляются новости о ДТП с участием мотоциклистов – сообщают о водителях, садящихся за руль в состоянии алкогольного опьянения, без шлема, нарушающих ПДД. Как к ним относятся «Ночные волки» Тулы и проводит ли клуб профилактику подобных нарушений?
С.Ю.: Внутри клуба профилактика не нужна – у нас это исключено. Это основание для исключения. Правила дорожного движения – как «Отче наш». В начале лета мы проводили мероприятие, посвященное безопасности дорожного движения. На площади Ленина совместно с ГИБДД делали интерактивную площадку: участвовали шесть групп из детских городских летних лагерей. На расчерченном пространстве на квадроциклах мы показывали правила нахождения на проезжей части – например, на нерегулируемом перекрестке и на перекрестке с регулировщиком. Показывали правила перехода проезжих частей. В конечном счете, у всех детей все получилось.
Н.М.: Мы ратуем даже не за четкое и безусловное соблюдение ПДД, а за введение понятия «мотокультура». Нужно не только безукоризненно исполнять правила, но и определенным образом вести себя на дороге – уважительно, с понятием, не подвергая свою жизнь и жизни других людей опасности.
Это введено в политику клуба – мы обязаны, зачастую, сдерживая эмоции, вести себя корректно и показывать пример.
— Какие отношения у «Ночных волков» с тульской Госавтоинспекцией?
Н.М.: Никаких проблем нет – мы уважаем их требования, уважаем их работу.
С.Ю.: У нас никогда не было трений, более того – ни одного штрафа. Единственное исключение – я — по весне получил четыре штрафа в Воронежской области, возвращаясь из Севастополя.
Про клуб
— Говоря об исключении из мотоклуба – помимо соблюдения ПДД и культурного поведения на дорогах, есть ли еще табу для участников?
С.Ю.: Не всегда человек нарушает ПДД намеренно, иногда так складываются обстоятельства. Но систематическим нарушениям, хамству и пренебрежению в клубе не место. Если человек ведет себя так на дороге, значит, он такой и в жизни. Есть другие клубы, которые это приветствуют, но мы – нет.
— Выходит, эти две стороны жизни неотделимы друг от друга?
С.Ю.: Безусловно.
Н.М.: Клубная жизнь подчиняется иерархическим законам, все они внесены в свод правил. Соблюдение этих правил требует неукоснительного исполнения. Вступая в клуб, человек подтверждает свое желание и выполняет эти законы. Любое нарушение является поводом для замечания или исключения.
— Про исключение из клуба понятно. А как вступить в клуб «Ночные волки»?
С.Ю.: Есть определённые правила вступления в клуб, это требует времени. Из основных — кандидат должен быть мужчиной, иметь мотоцикл и разделать взгляды и ценности клуба. Человек приходит, мы смотрим на него и все подробно объясняем. Прежде всего, должна быть любовь к мотоциклу, должен быть нормальный человек.
— Есть ли в клубе какой-то испытательный срок для новичков?
С.Ю.: Это условное понятие. Кто-то может стать членом «Ночных волков» и через полгода – откатает один сезон и все понятно. А так – два года.
— А что делать женщинам, стремящимся стать членом мотоклуба?
Н.М.: У женщин есть свой мотоклуб – «Валькирии». В Туле отделения нет, но когда-то у нас не было и «Ночных волков». Для этого нужно только желание.
С.Ю.: «Валькирии» находятся в Москве, это отличные девчонки. У нас есть совместные мероприятия и встречи. Но, конечно, общих собраний мы не проводим. Это дружественный клуб. Кстати, очень много жен мотоциклистов «Ночных волков» — члены мотоклуба «Валькирии».
— А много ли в «Ночных волках» Тулы юношей?
С.Ю.: Нет. Самому молодому члену клуба 34 года. У «Ночных волков» и в других отделениях молодых ребят не много. Есть парни 22,23 лет, а в основном – от 35 до 50 лет.
Н.М.: Это еще определено и правилами клуба – человек должен иметь водительское удостоверение, опыт и достигнуть 21 года. Раньше к нам вступать бесполезно. Также важна физическая подготовка – мототехника идет от 400 «кубиков», если иномарка, если отечественный мотоцикл – от 600 «кубиков». Это значит, что мотоциклы весят несколько сотен килограммов.
С.Ю.: Но в Новомосковске существует подразделение «Русские мотоциклисты». Это первый шаг к тому, чтобы стать «волком». Еще «Русские мотоциклисты» есть в Алексине.
Практически каждый, получив право сесть за руль мотоцикла, может обратиться и вступить в клуб «Русские мотоциклисты».
Н.М.: У них тоже жилеты, как у нас, только на спине надпись «Русские мотоциклисты».
— Отделения есть только в Алексине и Новомосковске?
С.Ю.: Мы задумываемся о расширении, но пока отделение слишком молодое. Но такая перспектива есть.
Про детей и благотворительность
— В чем основная идея «Ночных волков»?
Н.М.: Это, прежде всего, объединение людей на основании любви к мототехнике. Это патриотизм, желание восстановить память о тех великих исторических шагах, которыми наша Россия славна и знаменита. Смысл – возрождение в людях интереса к этим делам. Сейчас ставка делается не столько на заграничные путешествия, сколько на внутреннюю работу – обратить взор россиян в глубину нашей истории. Работа направлена не за границу, а, наоборот, внутрь. Цель – вернуть людям гордость за свою страну.
С.Ю.: Еще немаловажная сторона – работа с подрастающим поколением. Мы пытаемся «выдернуть» их от гаджетов, молодые люди, зачастую путают реальности. Наша цель привить любовь к спорту, может, кто-то сядет на мотоцикл. Может, кто-то будет просто ходить пешком. Главное – «вывести» подростков «за стены» компьютерной реальности.
— Чем занимаются тульские «Ночные волки», посещая дома и спецучреждения?
С.Ю.: Пока мы были в Севастополе, Николай Владимирович вел в Тульской области активную деятельность – поставлял фрукты в СПТУ №1 в Первомайском поселке, в Головеньковский дом-интернат, по линии образования — детям инвалидам, учащимся на дому. В последнем случае мы доставили фрукты в отдел образования, а далее они сами все развезли по адресам.
Н.М.: В школьные учреждения закрытого типа, детские дома, СПТУ, отвозили сами. В этом случае все проходит без помпы – въехали на территорию, поговорили с руководством этих учреждений. Нашу помощь приняли с воодушевлением.
С.Ю.: Ездим по учреждениям, даем небольшие концерты, играем в футбол. Николай играет на гитаре, приглашаем ребят из Москвы, десантников из 106-й дивизии, юнармейцев, Михаила Калинкина из союза ветеранов Афганистана. Зимой катали ребят на снегоходах.
Пока учебный год не начался, дети в некоторые учреждения еще не вернулись, а вот после 1 сентября все возобновится.
— Как такая работа влияет на детей?
С.Ю.: Мы стараемся дать им тепло, потому что любое воспитательное учреждение – это семья, но не в полном смысле этого слова. Дети, особенно, в спецучреждениях, чем-то ограничены. Мы стараемся рассказать о том, что видим, что происходит в других городах. В этом году тульское отделение ездило в Грозный, посетили Дербент в Дагестане, были на Селигере, ездили на Валдай. Показываем ребятам фотографии и рассказываем о детях, которых видим там.
Н.М.: Даем альтернативу – как можно жить и чем можно заниматься. Не будем скрывать – в спецучреждения попадают не только дети, чьи родители лишены прав. Туда попадают и по приговору суда. Чтобы попытаться как-то сдвинуть их с наклонного пути, на который они однажды вышли, совместно с преподавателями и с руководством общаемся.
Мы видим, как горят их глаза, когда они прикасаются к технике. У них появляется понимание что можно жить и по-другому. Жизнь не обязательно должна закончиться каким-нибудь портвейном на промышленной окраине. Само собой, мы оказываем только помощь, основную работу выполняет преподавательский состав. Надо отдать им должное – работа у них сложная, это святые люди.
— Какие мероприятия по этой линии планируете в ближайшее время?
С.Ю.: Готовим два карта для передачи в спецучреждения. Один, наверное, в детский дом. Там ребята уже этим занимаются, «гоняют». Мы считаем, что это правильное развитие – когда человек может владеть своим телом, понимает, что делает и еще может работать руками. Любой мальчик, любой мужчина должен уметь что-то делать руками – молотком, ключами, сваркой, другим инструментом. У нас все мужчины в клубе «рукастые».
— За год плотной работы в социальной сфере в самих себе замечаете какие-то изменения?
Н.М.: Мы по-другому взглянули на многое. Думаю, оно и к лучшему, что о нас знают немногие. Наша деятельность направленна на обездоленных, лишенных чего-то. Если у людей все хорошо – мы проедем мимо, а если кому-то нужна помощь – остановимся. Солдат в бою замечает свою руку только тогда, когда она прострелена. Так и здесь: если все в порядке – мы просто мотоциклисты, но как общественное движение, как клуб, мы появляемся там, где нужна наша помощь.
С.Ю.: Недавно встречались нашим отделением. Поздним вечером за кружкой чая я задал вопрос одному из товарищей – как ты себя ощущаешь? И он мне ответил – я стал чище, лучше, сейчас я не могу позволить себе то негативное, что мог позволить раньше.
И я понял, что чувствую то же самое. Общение с детьми не может сделать человека хуже. Когда ты приезжаешь и видишь светящиеся от счастья детские глаза, когда ты что-то показываешь, рассказываешь, а они радуются – это удивительные ощущения.