Тульская пресса
Ваш вопрос
Отправить

Поленовские дела: к земельному скандалу причастны Дудка и Арутюнян?

«Важно, чтобы люди поняли: никто не собирается сносить их дома! Хотя ситуация и непростая», — объясняет нам заведующий мемориальным отделом Музея-заповедника «Поленово» Олег Мухортов.

В редакцию «Тульской прессы» Олег Владимирович приехал лично, чтобы прояснить все острые моменты, связанные с участками в зоне охраняемого ландшафта вокруг «Поленово», которые затрагивались нами в предыдущих  публикациях. Напомним, люди получили в собственность участки в Заокском районе, построили дома, а теперь узнали, что не имеют права их зарегистрировать, так как это противоречит федеральному законодательству.

Мы надеялись, что беседа с сотрудником музея, в обязанности которого входило выдавать разрешения на строительство и регистрацию построек, поможет наметить хоть какие-то варианты законного и устраивающего всех развития событий. Однако поняли только одно: решения не существует. По крайней мере, в текущем положением дел. И образовалась такая нелепая и безвыходная ситуация, как выяснилось, не без участия крупных чиновников, засветившихся в земельных скандалах.

Особая земля

— Охранные зоны были созданы в 1991-м году. Есть Постановление Совета министров в связи со столетием музея в 1992-м году и охранная зона.  Площадь охранных зон где-то 8,5 тысяч километров, — рассказывает Олег Мухортов.

— Люди говорят, что в этих документах не прописано четких границ…

Стоп, стоп, стоп. Границы все прописаны. Как вы понимаете, Совет министров и Тульский исполком не будут принимать каких-то решений, если документ не будет надлежащим образом оформлен.

После 1991-го года у нас появилось следующее: вот это территория музея-заповедника, вот это охранная зона в Калужской и Тульской областях, вот это — охраняемая зона природного ландшафта. (Олег Владимирович достает привезенную с собой карту охраняемых территорий вокруг Поленово и показывает границы участков. – Прим. авт.)

Также желтым здесь выделена зона регулируемой застройки. Смотрите, какие они маленькие. Это исторические населенные пункты – Страхово, Кошкино, Конюшино… С 1991-го года там основное ограничение по высотности строения 8 метров. Во всей этой зоне строительство запрещено без согласования с музеем и органом охраны памятников.

Для чего оставили такую маленькую лазейку? Мало ли как в жизни меняется ситуация, вдруг кому-то понадобится что-то из общественно-полезного строительства, лагерь детский или что-то другое.

Мы сейчас столкнулись с этим в Калужской области. Пансионату нужно менять газовое оборудование, а жесткий режим достопримечательного места затрудняет этот процесс.

— Получается, с 91-го года музеем не было одобрено строительство ни одного частного дома, так?

Тогда таких жестких ограничений не было.  Давайте сначала историю сохранения объектов культурного наследия пройдем, а потом уже будем говорить о том, как всё это применялось на практике.

Прошло Постановление правительства №161 1990-го года. Тульский облисполком принимает его, и таким образом появились большие охранные зоны вокруг музея. В принципе, изначально они появились на землях сельскохозяйственного назначения и леса. Дальше статус «Поленово»  в качестве федерального музея-заповедника подтверждается Указом Президента Ельцина №176 от 1995-го года.  В августе 2014-го года подписано Распоряжение Медведева о создании достопримечательного места «Поленово» в Тульской и Калужской областях. И 30 сентября 2016-го года выходит Приказ Министра культуры №2221 о градостроительных регламентах в достопримечательном месте «Поленово».

Губернаторская воля

— Это то, что касается сохранения объектов культурного наследия. Вместе с тем, по неизвестным причинам, губернатор Вячеслав Дудка с 2007-й по 2011-й год принимает решение об изменении категории вида разрешенного использования земель. И вот мы видим (На карте – Прим. авт.), что, например, населенный пункт Митино стал вот таким, то есть увеличился в восемь раз.

— То есть увеличилась площадь территории, где можно строить?

А как можно строить, если левая рука запрещает, а правая разрешает?

— Получается, это вообще идет в разрез с федеральным законодательством?

Это идет в разрез с Постановлением Правительства РФ. То есть, бывший губернатор Дудка принимает решение, из-за которого увеличился размер населенных пунктов.

Вслед за ним экс-глава Страховской администрации – г-н Арутюнян – принимает решение об изменении вида разрешенного использования земель, так как категории менять он не может. И на новой карте появляются исторические деревни, увеличенные теперь в 6-8 раз.

В некоторых местах ландшафт в итоге утрачен полностью, а основная цель создания заповедника и достопримечательного места – это и сохранение как ядра, так и тех видов, которые с усадьбы и с видовых точек открывались.

Причем, если бы застройщики и архитекторы в некотором плановом порядке работали, согласовывая свои проекты. Мы же когда приезжаем с вами во Францию или в Австрию и смотрим на их населенные пункты, то глаз радуется, не так ли? А у нас здесь застройка идет хаотичная, как попало. Никаких традиций не соблюдается. И мы имеем то, что имеем на сегодняшний момент.

Закон для всех один

— После расширения территории владельцы участков спрашивали разрешения на строительство?

Смотрите, какая ситуация. Когда вы покупаете себе автомобиль, следующим этапом становится получение водительского удостоверения. Правильно?

— Ну как пойдёт.

Да, можно сначала получить водительское удостоверение, но самое главное – как пойдет. И вот гражданин, купив кусок земли с намерением на нем строиться, дальше должен пойти в администрацию и получить разрешение на строительство. При этом ему скажут, что к соседнему дому нельзя ближе, чем на 9 метров строиться, что к забору ближе, чем на 3 метра строиться нельзя. Там же ему скажут, что есть Постановление 1991-го года, и строиться выше 8 метров нельзя.

— Это касается только исторических участков или новой расширенной зоны?

Того, что отмечено на карте фиолетовым цветом. А в исторических участках, отмеченных синим, строиться нельзя было и нельзя теперь.

— Так и зачем же тогда границы были расширены?

А этот вопрос можно задать г-ну Дудке и г-ну Арутюняну.

Земля эта продавалась, а дальше у нас получились несколько тысяч обманутых граждан. Они купили землю, в документах у них написано, что теоретически они там могут что-то построить, но по факту строить они не могут. Но также мы имеем еще дело с массовым нарушением, когда люди не обращались за разрешением на строительство в администрацию.

Я бы взглянул на те документы, на которые ссылаются разговаривавшие с вами граждане. Пока это только слова. К вам ведь не приходят те, у кого с документами все в порядке. На этой территории есть несколько десятков человек, которые юридически грамотны и делали все по закону.

— И они все построили, что хотели?

Они пошли и взяли разрешение, построили, сделали после этого кадастровый паспорт данного строения, в администрации сделали акт ввода в эксплуатацию, и поэтому акту зарегистрировали свои дома.

— Ну а почему им-то строительство разрешили?

Сейчас мы об этом поговорим. На самом деле вся эта ситуация почему-то возникла в апреле-мае 2017-го года, хотя Приказ о досместе вышел еще в сентябре 2016-го. Полгода ничего не происходило. А еще у нас изменился порядок регистрации в кадастре и порядок выдачи разрешений. Раньше была такая лазейка: не бери разрешение на строительство, скажи, что ты не строишь большой дом, а строишь садовый домик: три этажа вверх, два – вниз. И регистрировать будешь садовый домик, соответственно. Но садовые домики больше нельзя так регистрировать. Чтобы зарегистрировать дом, нужно получить акт ввода в эксплуатацию. То есть люди идут за этим актом уже к архитектору в администрацию, а он может выдать этот акт только на основании получения разрешения на строительство. Этот документ выдается после согласования с музеем. Но с 30 сентября прошлого года музей не имеет права выдавать никаких согласований больше, потому что строительство в этих зонах запрещено Приказом министра впрямую.

Некрасивый мегаполис

Существует некий правовой вакуум. По документам человек имеет право строить, но для реализации этого права ему необходимо получить ряд документов. Но до приобретения им участка существовали правовые режимы, которые это строительство запрещали и запрещают.

Вы писали, что группа граждан обратилась в Верховный суд по этому вопросу. Ну вот посмотрим, как Верховный суд будет в этом разбираться.  По сути, нужно отменять Постановление губернатора. В задаче спрашивается: кто уполномочен это делать и кто будет этим заниматься?

— А что же делать тем, кто уже всё построил?

Во-первых, обратите внимание на Приказ №2221. Там указано, что в режиме Р6, о котором мы говорим, разрешается капитальный ремонт и реконструкция в сторону уменьшения построенных зданий. Это значит, что никого сносить не будут.

А, во-вторых, пока есть еще здоровые куски на карте, которые еще не застроены. Важно, чтобы там застройка таким же образом не произошла. Вот, например, участок в пойме реки, где Тяпкино – здесь в соответствии с режимом строиться нельзя, но Приказом Дудки он почему-то переведен в участок категории земельного строительства.

Если мы все нормативные акты Дудки и Арутюняна возьмем и на карту их нанесем, то эти населенные пункты превращаются в такой здоровый мегаполис, причем, достаточно некрасивый.

— Так люди-то про все ограничения не знали.

Понимаете, это уже юридическая безграмотность. Вернемся к примеру с машиной. Если вы купили машину, сели и поехали, а через девять лет вас пьяного за рулем останавливает «гаишник», и вы у него спрашиваете: дядя-гаишник, а как мне права получить да еще и трезвым стать?

Налетай, живопись!

— Я так понимаю, что что-то решить с уже построенными сейчас домами вы не сможете, верно?

Абсолютно. Это не наша компетенция, это компетенция госорганов. Музей занимается сохранностью объектов культурного наследия, которые есть на территории музея и рядом. А государство нас всячески охраняет, со своей стороны, и создает вот такие зоны. За соблюдением требований режимов уже следит инспекция по сохранению объектов культурного наследия. Мы музей федеральный, нас и Тула, и Москва оберегают.

Раньше же такие случаи рассматривались отдельно, каждый особым образом. На сегодняшний день мы не имеем никаких полномочий выдавать никаких разрешений. И когда люди требуют от нас согласования сейчас, а мы не можем дать, они спрашивают: почему же мне тогда этот участок продали? Ну единственное, что им можно сделать сейчас – это потребовать деньги с продавца. И я могу понять людей, которые получили свои участки до сентябрьского приказа и не знали про Постановление 1991-го года – все-таки больше 20 лет прошло с тех пор. Но когда люди к нам бегут уже купившие участки после выхода Приказа  о достопримечательном месте «Поленово», то их явно обманывают.  И ведь это уже на слуху, и все конторы знают ,что строиться там нельзя.

Надо убирать уже рекламу из интернета и с баннеров. Дошло вплоть до того, что в Заокске висело объявление «Продаются заповедные земли». Часто рядом вывешивается фотография музея. На Симферопольском шоссе как-то висели плакаты «Продается земля  в Поленово»,  после чего нам аж генпрокуратура позвонила. И на самом деле, это не смешно.

Случайные объявления о продаже участков в охранных зонах вокруг "Поленово" с просторов интернета. Цена-то, может, и занижена, да только что с этой землёй хозяину потом делать? Обратите внимание: даты размещения объявлений свежие. 

Надеемся, что хотя бы Верховный суд сможет разобраться в этом зашедшем в тупик вопросе.

Хотите поделиться интересной новостью или проблемой? Связаться с нами можно по телефону редакции 52-55-33 в будни с 9:00 до 17:00. Также написать нам в любое время можно в WhatsApp и Telegram по номеру 8 (930) 074-52-17.
Правила публикации комментариев: Все комментарии предварительно проверяются модератором, это может занять некоторое время. При этом ночью срок публикации может увеличиваться. Будьте внимательны - по закону мы не можем размещать комментарии, содержащие нецензурную лексику и оскорбления.
Комментарии для сайта Cackle
Подписывайтесь на канал «Тульская пресса» в Дзен, чтобы узнавать о новостях и взгляде экспертов на важные события.
Новости компаний