Во Всехсвятском кафедральном соборе по совершении Божественной литургии святителя Василия Великого митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил чин Великого освящения воды и по окроплении молящихся поздравил всех с принятием благодати Великой Агиасмы:
«Словом мира и любви о Христе в благословенный день Крещенского сочельника, когда милостью Божьею водное естество вновь щедро освящается животворящей благодатью Святого Утешителя Духа Истины ради дара, который по благоволению Бога и Отца, Своим самодействием в жертвенном служении истощания в послушании Богу и Отцу до облечения Себя человеческим естеством и восприятием его в единство Своей нетленной Божественной Ипостаси, сообщающей этому естеству и через него всему богозданному миробытию неслитное, неразлучное и нераздельное соединение с полнотой Божества, так, что все, что через человеческое естество, воспринятое Богом-Словом, Свою нетленную Ипостась исполняет полноты Божественных сил и может быть усвоено через Него в нашей человеческой свободе по устремлению к достижению сходства с Ним в исполнении всеблагой воли Божией, дает и нам возможность наполняться дыханием Святого Утешителя Духа Истины, как реальностью изнутри в нас действующей не нашим ограниченным, тварным, человеческим свойством, а свойством действования Божественного.
Поэтому мы сегодня слышим о том, что всечестны́й пророк Предтеча Господень Иоанн объясняет всем, кто приходил на Иордан о том, что он крестит всех только крещением водным, крещением покаяния, которое является видимым знаком, свидетельством того, что сокрушение сердца человека принимается Богом, как перемена в направлении движений его совести, но еще не имеет возможности получить дыхание Духа Божия, как свое собственное внутреннее состояние, преображающее нас по совершенному богоподобию.
Поэтому говорит: вслед за мной идет больший меня, Который есть, был и всегда пребывает прежде, нежели, чем я, Он будет крестить вас не как я, водой, будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11). В переносном смысле “крещение огнем” говорит о том субъективном восприятии в ощущениях тех, кто Божественный дар Святого Утешителя Духа Истины по своему доброхотному неуклонно верному со Христом сходству принимает в себя и это восприятие ощущает так, как мы видим действие огня в окружающем мире. Когда огонь появляется, тогда все вещество земное перестает держаться в своих границах, оно все превращается в огонь и николько не заземляется, все устремляется пламенно ввысь.
Это и есть тот дар Божий, который субъективно нашим человеческим духом при реальном, а не мнимом восприятии Святого Утешителя Духа Истины не заземляет нас. Для того че́рпаем воду, чтобы духом своим, в стремлении мыслей, желаний всего своего существа устремляться к тому, чтобы быть единомысленным, единонравным, единочувственным, единодушным и единодейственным со Христом. Невозможно тогда не творить евангельскую заповедь, ужас обымает, если отступаем от евангельского дыхания в своей жизнедеятельности и страх, как было при Кресте Господнем, когда тьма покрыла все, так испытывает человек отступление свое от нечувствия внутреннего дыхания благодати Святого Утешителя Духа Истины.
К этим ощущениям мы и призваны в своей христианской жизнедеятельности. Будем не просто че́рпать воду, которая сегодня обновилась своим естеством ради жертвенного Христова подвига дыханием Святого Духа по благоволению Бога и Отца, а почерпая эту благодать вслушиваться, всматриваться в плод, который мы принимаем, не просто окроплять этой водой все, что вокруг нас и успокоиться на этом, а вслушаться – внутренний мой человек (2 Кор. 4, 16) ощущает ли воспламенение, устремленность свою к небесам или ищет что есть, что пить, во что одеться? (Мф. 6, 25).
Тот, который небольшим количеством воды омыется и помажется с тем устремлением, что Господь зрит его окаянную немощь, прося о помощи: помоги мне грешному, запали меня, как сухую солому огнем Духа Твоего Святого, чтобы я, как свеча, весь стал огнем и весь устремился к Тебе. На такой поиск, на такую молитву, на такое устремление благодать Господня обязательно ответит благодатным поддержанием этого устремления и наполнением его Своим живоносным нетленным и вечным дыханием. Этой радости причастниками, общниками и свидетелями желаю всем нам быть и в благословенные дни Крещенского торжества, и во все дни нашего земного христианского жительства, и по переходе нашем, когда Господь призовет в обители Отца нашего Небесного (Ин. 14, 2).
С праздником Крещенского сочельника».