Исторически сложилось, что министерство здравоохранения в Тульской области не любят. Не любят за ветхие больницы и нехватку врачей, за старые аппараты, за очереди, за отношение к пациентам и работу медицинского персонала. Да за все, в общем-то говоря, не любят. Проблемы, случайно или намеренно приумноженные бывшей главой регионального минздрава Ольгой Аванесян, будут еще долго аукаться многострадальной Тульской области — где-то в срочном порядке придется строить ФАП, где-то искать деньги на новый томограф, где-то комплектовать поликлинику специалистами, потому что их мало.
Весь этот «бардак», как принято говорить, должен был решить медик, пришедший на смену отстраненному министру. От Андрея Третьякова, назначенного руководить министерством здравоохранения Тульской области весной прошлого года, ждали смены маршрутизации больных, решения кадровой проблемы, наведения порядка в первичном звене и улучшения доступности медпомощи в отдаленных населенных пунктах.
Близится новый 2019 год, с момента назначения Третьякова на должность утекло немало воды, поэтому прикрыться тривиальным «прошло слишком мало времени» не выйдет. Так что сделал и не сделал кандидат медицинских наук, врач-уролог высшей категории в Тульской области?
Лечим проектами
«Мужское здоровье», «бережливая поликлиника», «любимый доктор», «скрининг шести социально-значимых заболеваний» — то ли заклинания, то ли бодрые кричалки,— лишь небольшая часть проектов, подготовленных для региона Андреем Третьяковым. Все они направлены на улучшение качества медицинского обслуживания в Тульской области.
Например, взять «мужское здоровье» — отличную идею реализованную настолько слабо, что, к концу лета в таком большом регионе, как тульский, провели только 24 тысячи обследований и выявили около 2250 отклонений. По последним данным, даже «вымирающая» (да-да, численность стабильно идет на убыль) Тульская область населена 1 491 855 гражданами.
О «любимом докторе», конкурсе на лучшего врача, отдельно мы писали здесь, но ради порядка вспомним, что младший медицинский персонал в песочницу поиграть не позвали, бланки для голосования раскладывали стопками в свободном доступе (если бы у нас настоящие выборы так проходили), а должности победителей с ошибками печатали на больших баннерах и вешали там, где все точно увидят.
До конца следующего года проект «скрининг» запустят в 14 медицинских учреждениях региона. Модное слово на самом деле означает экспресс-анкетирование пациентов по риск-факторам на: хроническую сердечную недостаточность, сахарный диабет, хроническая обструктивная болезнь легких, астма, ревматология и онкология.
«Я уверен, что тульское медицинское сообщество готово к инновационным подходам, благодаря которым врачи смогут помогать пациентам быстрее и качественнее», — заявлял на одной из пресс-конференций министр.
Так туляки поняли, что уверенность у Третьякова есть.
Параллельно региональные власти и самих жителей бодро информируют — нехватки врачей, например, в Алексине и Волово нет, а льготные лекарства — есть.
Так разрекламированной «бережливой поликлинике» до периферии еще далеко. Зато со скорой помощью все проблемы решили, ведь еще весной этого года министр рассказывал губернатору об успешной реализации проекта по созданию диспетчерской службы скорой медпомощи в рамках создания Центра медицины катастроф Тулы. На одном из слайдов глава региона заметил слова «проблема решена», более того, по словам Третьякова, эффект от работы врачей-консультантов в пиковое вечернее время, туляки ощутят уже к 1 сентября.
Однако, как сообщили в конце минувшей недели «Тульской прессе» жители дома по улице Кауля в областном центре, свою «скорую» им пришлось ждать около часа. Причиной вызова медиков стал тяжелый приступ эпилепсии, случившийся у одного из членов семьи.
И хоть министр здравоохранения четко разделяет «скорую» и «неотложку» — последняя является помощью при обострениях хронических заболеваний, посему норматив в 20 минут на нее, по словам Третьякова, не распространяется, даже человек без кандидатской степени понимает, что эпилептику тоже нужна своевременная помощь. И это, на минуточку, Тула — областной центр.
Когда самолечение — выход
Говорить о состоянии медицинских учреждений в районах можно очень долго. Можно вспомнить визит губернатора Алексея Дюмина в Ясногорскую ЦРБ.
«Больница в ужасном состоянии. В региональном бюджете на сферу здравоохранения закладывались не такие объемы средств, чтобы разом закрыть все вопросы. Но доводить медицинские учреждения фактически до разрушения тоже нельзя, — подчеркнул после посещения больницы губернатор.
Сам Третьяков скрывать не стал — в реестре бюджетных учреждений, нуждающихся в ремонте, 38 объектов.
«Состояние учреждений разное. Объекты, подобные Ясногорской больнице, есть также в Веневе, Куркино и поликлиника в Новомосковске. Это объекты с высокой посещаемостью и проходимостью. И ремонт там более чем нужен, — сказал министр.
Так туляки поняли, что констатировать Андрей Третьяков способен.
С районами все понятно, к сожалению, плачевное состояние поликлиник в Тульской области воспринимается как печальная данность. Там даже анализ крови сдать сложно. Так, на одном из информационных ресурсов разместили видео из Суворовской больницы. История такова — чтобы определить причину недомогания, нужен анализ крови, но сделают его только по направлению главного врача, а результаты будут только через десять день.Почему? Потому что анализ делают только в Туле.
А в Туле вот что.
Так, например, выглядят палаты в больнице №2 на Комсомольской улице, и именно в этих стенах туляки ощущают всю мощь современной медицины.
Также в ноябре в Интернете подняли и тему устаревшего оборудования не где-нибудь, а в областной детской больнице. Тогда блогер Victor T обратил внимание министра на устаревший томограф, приобретенный еще 12 лет назад и свое отслуживший.
Несмотря на обещание властей приобрести замену «прославившему» детское здравоохранение области аппарату в 2019 году, туляк заметил, что такие проблемы должны решаться сразу, а не в следующем году.
Обвинять Третьякова блогер не стал, однако предложил опубликовать список всего устаревшего оборудования.
«Мир не без добрых людей, возможно, найдутся и те, кто вместо черствой областной власти профинансирует приобретение того или иного медицинского оборудования для тульских детей…»
Спустя какое-то время блогеру на форуме правительства ответила некая Оксана Захарова, консультант отдела фармацевтической деятельности и организации лекарственной помощи, заявив, что «методика проведения МРТ-исследования, не зависимо от модели аппарата и года его создания, требует от пациента неподвижности для исключения артефактов в виде размытости изображения… Срок эксплуатации оборудования никак не влияет на «искажение картинки».
И здесь тульский минздрав напортачил —как выяснил блогер, новые технические и технологические решения, применяемые в современных томографах, позволяют получать более качественные изображения.
«Так что срок эксплуатации томографов влияет на «искажение картинки» даже не потому, что возникающие неисправности отдельных узлов могут приводить к «искажению картинки», и со «старением» оборудования число таких неисправностей увеличивается», — отметил Victor T.
К слову, своего ребенка мужчина повез на обследование в Москву, которая, судя по состоянию и оснащению тульских больниц скоро станет единственным городом, где на медицинскую помощь можно понадеяться.
Все дороги ведут к ФАПу
«Такой министр нам не нужен»: так говорил заместитель председателя Тульской областной Думы, руководитель фракции ЛДПР Александр Балберов на слушаниях о бюджете 21 ноября.
«Сегодня мы рассматриваем основной закон, по которому будет развиваться наша область, бюджет 2019 года.И я сейчас как заместитель председателя Тульской областной Думы официально обращаюсь через министров к председателю правительства Тульской области Шерину Валерию Витальевичу.
Такой министр здравоохранения нам не нужен. Он полностью игнорирует депутатов Тульской областной Думы он не приходит на комитеты.
Его лично приглашал сегодня председатель комитета Рем Александр Викторович, на заседание по обсуждению бюджета развития тульского региона.
Его заместитель только что с трибуны нам сказал, что не знает, где министр. Я так думаю, что он своими собственными руками строит ФАПы. Один министр их уничтожал, другой — сегодня начинает их восстанавливать. Если так, то мы депутаты Тульской областной Думы можем ему помочь пойти, так сказать, «на стройки народного хозяйства».
Такое заявление подействовало, ведь только после него Третьяков появился на горизонте. И не просто появился, но даже показал депутатам ФАП в Алексине, о котором некоторые отзывались как о «вагончике», а после около часа общался с парламентариями региона.
«Мы были в Алекинском районе, смотрели ФАП, о котором говорил мой коллега Моисеева. Сложилось самое положительное впечатление. Там не вагончик, там более 50 кв метров. Мы пообщались с населением, которое обслуживает ФАП, все довольны», — рассказал после встречи «Тульской прессе» Александр Балберов.
После Третьяков рассказал о том, что уже сделано и что сделать планируется.
«Планы очень большие, объемные. Я думаю, если те цели, которые перед собой ставит министр, будут выполнены, у меня сложилось впечатление, то тульский регион, во всяком случае, по онкологии, уйдет вперед от Москвы и от онкологических центров в Подмосковье или в Калуге.
В здравоохранении есть одна проблема — в СМИ нет освещения тех подвижек. Я очень скептично относился к тому, что происходит в здравоохранении, но как оказалось, по строительству и восстановлению ФАПов Тульская область находится на пятом месте в России. Об этом никто не говорит», — заметил депутат.
Также Балберов сообщил, что Третьяков извинился за свое отсутствие на комитетах и объяснил, что его заместители готовы донести до депутатов всю необходимую информацию. Впредь Третьяков пообещал лично обеспечивать тесное взаимодействие органов исполнительной и законодательной власти.
Однако не все политики Тульской области согласны с Александром Балберовым.
Ожидания руководителя «Справедливой России» в регионе Сергея Гребенщикова Третьяков пока не оправдал.
«Приход Андрея Третьякова позиционировался как «луч света в тёмном царстве», которым стала тульская медицина после «правления» Ольги Аванесян. Новый министр принялся за работу очень активно – сменил руководство практически всех ключевых медучреждений региона, команда Третьякова разработала и внедрила концепцию «бережливых поликлиник». В этом направлении удалось добиться определённых успехов – многие поликлиники и больницы, десятилетиями не видевшие ремонта, были, наконец, приведены в порядок.
Но мы видим, что основные проблемы, доставшиеся «в наследство» от Аванесян, до сих пор не решены – в регионе по-прежнему не хватает врачей, есть проблемы с предоставлением бесплатных лекарств льготникам. Ликвидация очередей к специалистам пока наблюдается больше на словах, чем на деле. Чтобы попасть к узкоспециализированному врачу, пациент должен сначала посетить участкового терапевта, который даст ему направление, и только потом идти к специалисту. Получается, что Андрей Третьяков не слишком хорошо справляется со «старыми болячками» тульской медицины. И пока, увы, он не оправдывает тех ожиданий, которые возлагали на него врачи и пациенты Тульского региона. Что за этим последует – увидим но, судя по последним событиям, у руководства региона тоже есть ряд серьёзных вопросов к Андрею Александровичу».
Ответит ли эти вопросы Третьяков, пока не известно.
Но уже можно констатировать, что Третьяков сменил Элеонору Шевченко в качестве «самого токсичного» министра тульского правительства.
Отметим, что «токсичность» чиновника обусловлена не только результатами его работы, но и — отношением к нему со стороны рядовых граждан и, к примеру, областных депутатов.
По нашим данным, в региональном парламенте «токсичного» министра Третьякова называют некомпетентным и неприятным.