Сфера телевидения вошла в тренд устойчивого развития стриминговых каналов. Для обывателя слово «стриминг» возможно новое и пока не несет устойчивых ассоциаций. Поэтому попробуем разобраться.
«Streaming» — это скорее «струящийся», а вот «stream» — это «поток» в переводе на русский язык.
Применительно к телевидению стриминг можно классифицировать как онлайн поток видеоконтента. Прелесть ситуации в том, что пользователю, то есть зрителю, не нужно тратить память своих воспроизводящих устройств. И в перспективе этот факт станет проблемой для привычных торрент-серверов, с которыми, надо признать, уже борются в цивилизованных странах, включая Россию. Не всегда, правда, успешно.
Требования зрителя к качеству видеоконтента неизменно растет. Это катастрофически загружает жесткие и внешние диски. Прогноз специалистов очевиден. Стриминговые платформы войдут в повседневную жизнь, как когда-то в нее ворвались видеомагнитофоны, но уже с цифровым качеством.
Что у них?
И сдвиг от традиционного телевидения будет происходить в мир on-demand, где потребляемый вами контент зависит только от вашего выбора. Британский совет по изучению вещательной аудитории ( BARB) сообщает, что почти четверть (24%) британцев пользуется платными онлайн-стриминговыми сервисами on-demand наподобие Netflix или Amazon Instant Video. В США проникновение сервисов потокового видео на заказ еще выше. По данным исследования канадского инвестбанка RBC Capital Markets, 53% пользователей используют Netflix для просмотра фильмов и телепередач. YouTube используют 46%, Amazon — 27%. 70% опрошенных заявили, что полностью удовлетворены сервисом, 72% не собираются в ближайшее время прекращать его использование.
Руководитель службы контента мирового стримингового лидера Netflix Тед Сарандос произнес как-то легендарную фразу: «Наша цель — стать HBO быстрее, чем HBO станет нами»
Примечательна история с Amazon Prime Video. Это стриминговый сервис от знаменитого на весь мир интернет-магазина Amazon. Перейдя от продажи шортов и сковородок в интересующий нас сегмент рынка сервис в 2015 году отличился «перехватом» популярнейшей во всем мире программы «Top Gear». Для понимания, совокупная аудитория «Top Gear» на телеканале ВВС составляла 350 миллионов телезрителей. Перехват прошел более, чем успешно.
И новый формат «The Grand Tour» со старыми ведущими «рвет» рейтинги на онлайн сервисе, а обновленный «Top Gear» на традиционном телеканале ВВС просто провалился.
А что в России?
К примеру, кинотеатр ivi начал работу в феврале 2010 года и в первый же день привлек на сайт около 180 тысяч человек.
Сегодня на рынке присутствуют Tvigle, Divan.tv, Megogo, TVZavr, AYYO, Zoomby, Now.Ru, Амедиатека, Showjet, Wink. Последняя ОТТ платформа – от «Ростелекома». В стадии запуска, но тренд очень симптоматичен.
Оценивать российский рынок очень сложно. По различным источникам цифры охвата стриминговой аудитории колеблются в пределах 50 миллионов пользователей, но возможно, данные завышают сами операторы.
Мнение эксперта
Мы обратились к специалистам из общественной организации «Цифровое время» с просьбой прокомментировать ситуацию.
Даниил Бессонов, «Цифровое время»: «Действительно, цифры по активному пользованию видеоконтента значительно разнятся, и проще судить об общих тенденциях по трендам в аналогичном сегменте музыкального стриминга.
По данным международной федерации звукозаписывающей индустрии, Россия на сегодняшний день занимает 24-е место в рейтинге стран по объемам потребления платной музыки. Сейчас музыкальными стриминговыми сервисами в России пользуется более двух миллионов человек. Наши прогнозы таковы. К 2020 году от 10 до 12 миллионов российских пользователей будут покупать легальный доступ к музыке.
Что касается телевидения, мы с удовольствием поделимся с Вами данными небольшого опроса, проведенного недавно на улицах Москвы. Комментировать цифры я не буду, но на мой взгляд, важно понимать, что люди говорят скорее о федеральных телевизионных каналах. Единственный комментарий, который я себе позволю — это мое личное удивление от данных ответа «не могу находиться в тишине».
Многие путают процесс перехода на цифровое вещание, запущенный в России с бурным развитием стриминговых сервисов.
Поскольку мы находимся с Вами в Туле, могу сказать, что переход на «цифру» — это замечательно. Переходные сложности пройдут, а на выходе останется цифровое качество. А процесс отказа от просмотра традиционного ТВ, конечно будет нарастать, но интересно было бы провести подобный опрос и в нашем городе. Поскольку мы уверены, что региональное ТВ спасет местный контент. Чем дальше от Москвы, тем традиционный эффект доверия к традиционным формату «официального рупора» более заметен.
Сила инерции поможет региональным ТВ выживать в условиях цифрового времени. А федеральным каналам помогут колоссальные бюджеты. Мы полагаем, что в обозримом будущем телевизор, конечно станет всего лишь окном в мир интернета, но увидеть свой двор не на Youtube, а в новостях местного ТВ нашим зрителям все же важнее».
ИА «Тульская пресса» тему продолжит.