Новомосковский район. Живописная деревня Ключевка. Дома и дороги покрыты белоснежным снегом. И на этой зимней белизне сейчас не видно мелкую гипсовую пыль, которая уже полгода оседает на каждой травинке, в каждом дворе и в лёгких каждого жителя.
Корреспондент «Тульской прессы» вместе с общественниками и представителями надзорных органов побывал на месте экологического происшествия.
«Пыльные» соседи
«Постоянно ездят сюда грузовики, груженные по 50-40 тонн этих отходов, и сваливают всё сюда, за этот забор», — рассказывает журналистам один из жителей деревни.
Приезда людей из ОНФ, прокуратуры, Роспотребнадзора и СМИ в Ключевке ждали давно, поэтому рассказать об их общей беде готов каждый: ООО «Верон» свозит прямо под их огороды отходы гипсового производства с соседнего «Кнауфа». Тонкий забор, стоящий по соседству с ближайшим участком, не защищает дома ни от гари, ни от адского шума работают перерабатывающих машин, ни от гипсовой мелкодисперсной пыли, покрывающей всё вокруг словно в нолановском «Интерстелларе».
«Мы писали в прокуратуру где-то с ноября месяца, а «Верон» приобрел этот участок летом. Тогда все и началось, — рассказывает один из активистов деревни Евгений Веденеев. – Эта фирма разгружает здесь свои машины. Раньше и забора-то, кстати, не было.
Им удобно, потому что это место расположено очень близко к «Кнауфу». И вот они грузят, грузят, грузят, а затем везут дальше в разные направления. В сторону Тулы и Рязани, я видел, как ездили такие машины по трассе неоднократно.
День-два, машины, которые стояли рядом с этим забором, меняли цвет, покрывались пылью. Ни бассейн детям не поставишь, ни овощи свои нормально не вырастишь».
Евгений объяснил, что жители тщательно следят за работой организации, у них не только записаны номера машин, но и все нарушения зарегистрированы на видео. Но все попытки решить ситуацию мирно не дали эффекта: самосвалы продолжают кататься сюда в штатном режиме.
«Дядька дал нам денег»
Общество с ограниченной ответственностью «Верон», согласно данным ЕГРЮЛ, работает уже больше восьми лет. За 2017-й год её выручка превысила 390 млн рублей. Владеют фирмой Бондаренко Константин Владимирович и Бондаренко Ирина Андреевна.
Неужели такая опытная компания и не в курсе экологических норм?
«В июне-июле это всё началось, — вспоминает Александр Летягин. Именно его дом стоит возле злополучного забора. – Раньше этот участок принадлежал «Вторлпасту». На них, кстати, тоже были жалобы по началу, но потом они быстро устранили все нарушения и никому не мешали.
Теперь «Вторпласт» продал этот участок «Верону», и тот устроил здесь перевалочную базу гипсового камня с «Кнауфа». Ну, они-то не при чем, «Кнауф» же им, как положено, отпускает отходы, я думаю.
Шумно здесь. Машины стоят и молотят этот камень. Вся гарь и солярка, вся вонь идёт сюда. Вечером вышел – дышать нечем, просто дурдом.
Приезжал как-то механик, предлагал мне денег, но мне эти деньги не нужны. Что я своим детям скажу? Они просят бассейн поставить, а я не могу, всё в пыли. Объясню им, что дядька денег дал?
Руководство перекрыто, ноль эмоций, полностью нас игнорируют. Присылаю только каких-то непонятных…»
С глаз долой?
Кстати: хоть Александр и говорит, что ООО «Кнауф гипс Новомосковск» здесь не при чём, в самой компании считают иначе.
«Наши сотрудники, деловые партнеры и клиенты – это часть одной большой семьи КНАУФ, где высоко ценятся справедливость, достоинство и уважительные отношения. Наша человечность в том, что мы заботимся друг о друге, об обществе и окружающей среде. Человечность – то, что важно для сплоченной команды», — именно так звучит один из принципов кампании, которые перечислены на её официальном сайте.
Так что в «Кнауф» полагают, что ответственность за то, что ты делаешь, не должна заканчиваться за закрытыми воротами предприятия. Особенно если речь идет о таком крупном инвесторе, позиционирующем себя как экологически friendly.
Но по факту — на проблему закрыли глаза?
Приходите завтра
Глава регионального исполкома ОНФ в Тульской области Сергей Судницын приехал на встречу в Ключевку лично. Ведь о ситуации с переработкой гипсовых отходов в регионе так широко заговорили именно с подачи «президентского» общенародного фронта.
«Ситуация получила широкий общественный резонанс, отвертеться не получится. Теперь мы должны разобраться в правовых нормах. Узнать, для какого вида деятельности предназначена земля и какие санитарно-защитные нормы должны соблюдаться», — пояснил он жителям во время схода.
После того, как все жалобы были выслушаны, мы вместе с ОНФ и надзорными органами отправились к воротам предприятия. Они, как и ожидалось, оказались закрыты.
«К нам обратились жители, это уже наш второй выезд сюда, — объясняет Михаил Буденков. – На сегодняшний день и позиция правительства, и позиция губернатора заключается в том, что в Национальном проекте «Экология» должен быть общественный контроль. Мы приехали с официальными лицами, и вот произошла такая ситуация, что мы оказались возле забора, причем уже второй раз! На наш взгляд, это грубое нарушение, в том числе, и в части политики, которую проводит государство.
Основные вопросы, на которые хотели бы получить общественники ответы, это: законность нахождения данного предприятия в непосредственной близости к жилым домам; соблюдена ли санитарно-защитная зона при организации работ с гипсосодержащими материалами; и соответствует ли площадка для отгрузки гипсосодержащей продукции нормам СНиПа».
Верьте делам, а не словам
Да, общественный контроль на территорию «Верона» не пустили, однако природоохранной прокуратуре и Роспотребнадзору там побывать удалось. И какие же результаты этого похода?
«Выявлены нарушения действующего законодательства РФ: не соблюдены размеры ориентировочной санитарно-защитной зоны объекта ООО «Верон», минимальные санитарные разрывы до жилых домов составляют от 30 до 37 метров при нормативе не менее 50 метров», — пишет Роспотребнадзор.
Работа компании приостановлена по решению Новомосковского городского суда на 15 суток.
Проверка ещё ведётся, и общественники заверили жителей, что не бросят заниматься этой ситуацией до полного устранения недостатков. А жителям посоветовали продолжать вести наблюдения за компанией.
Впрочем, есть здесь и другая сторона, и другое мнение. Его выразил некто директор по развитию ООО «Верон», который всё же вышел к журналистам и ОНФ.
Мужчина подчеркнул, что все требования компанией соблюдаются. Что жители на них клевещут и даже вымогали деньги за своё молчание. И что встречи с жителями не проводились ранее потому, что требовалось согласование с местной администрацией, но его не давали.
Можно ли доверять его словам, особенно теперь, когда мы знаем, что всё-таки точно не все требования были соблюдены? Не знаем. Но давайте не будем делать поспешных выводов, а поступим так, как завещал Толстой, и посмотрим на дела.
ИА «Тульская пресса» следит за развитием событий.