Относительно недавно появился новый тип СМИ – Интернет. Этот вид передачи и принятия информации стал ведущим из всех существующих отраслей СМИ. Именно поэтому люди в интернете стали вести блоги – веб-сайты, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображение и мультимедиа.
На данный момент особой популярностью пользуются видеоблогеры. Эти люди имеют, как правило, канал на YouTube или страничку в социальный сетях. Выкладывают свои видеоролики с размышлениями на какую-либо острую социальную тему, советами, лайфхаками или же просто развлекательный контент, не несущий в себе смысловую нагрузку.
Собирают на этом миллионы лайков, комментариев и подписчиков. Так почему же именно к этим людям подростки и даже взрослые люди проникаются доверием большим, чем к каким-либо экспертам, которых нам постоянно показывают по телевизору?
Причин на это довольно много:
• Неформальная обстановка. Блогеры «разговаривают» с нами через видео в обычном разговорном стиле, не используя каких-то непонятных терминов. Это значительно облегчает процесс усвоения информации у людей. Когда тот или иной «дядечка» с телевизора рассказывает об отсутствии диверсификации в России, подростки просто выключат телевизор.
• Возможность посмотреть только интересную тебе информацию. Хочется узнать что случилось с Кайли Дженнер после родов или же как действуют российские атомные подлодки в дальних походах? Достаточно просто ввести запрос в поисковой строке и тысячи блогеров расскажут тебе обо всем на свете.
• Возраст. Средний возраст блогеров наиболее приближен к возрасту подростков. Их видение мира и проблем современного общества совпадает с мнением большинства представителей нового поколения. Они слушают такую же музыку, интересуются теми же новостями. Поэтому школьникам и студентам нравится наблюдать за ходом мыслей таких же людей, как и они сами.
• Реклама. Да, в интернете, в социальных сетях довольно много рекламы, но почти всегда есть выбор пропустить ее или нет. Нажимаешь на «крестик» и уже не нужно ждать 5 или более минут, чтобы посмотреть долгожданный или просто интересный ролик. В телевизоре же такой функции нет. Можно сказать тебя принуждают каждые полчаса смотреть рекламу про ненужные тебе вещи.
Эти несколько причин уже заставляют задуматься об удобстве просматривания видеоблогов для получения нужной информации.
У видеоблогеров есть и существенные недостатки
• Недостоверность информации. Это, пожалуй, самый большой недостаток. Все отрасли СМИ: радио, газеты, телевидение очень серьезно относятся к тому, насколько достоверную информацию они предоставляют обществу. За любую ложную информацию, они могут понести наказание.
Видеоблогеры же могут не проверить правдивость какой-либо новости и выставить ее на всеобщее обозрение. При этом почти никакой ответственности они за это не понесут.
• Отсутствие опровержений. Даже если случилось так, что на телевидение или в газеты попала новость, являющаяся ложью, то редактор должен дать ей опровержение, в котором бы находилась информация уже достоверная.
Блогеры могут и не давать опровержение, даже если уже точно известно, что сказанное ими ранее не правда. Обычно подростков это не волнует, под влиянием видеоблогов, они уже воспринимают информацию так, как сказали им сначала.
• Продажные видеоблогеры. Как и на телевидение, так и в видеоблогах, есть те, которых легко подкупить и они будут высказывать не свое мнение, а мнение тех, кто им заплатил.
То есть факты по той или иной новости будут специально переделаны, искажены для получения собственной выгоды. Опять поступает ложная информация, только уже умышленно.
В лучшем случае за фейк извинятся
Подростки, в виду своей впечатлительности и неопытности, не замечают таких недостатков. Им кажется, что если этот известный в YouTube человек говорит что-то о каком-либо событие, то это безусловная правда и надо следовать его логике мышления.
Так, Николай Соболев, который известен своей любовью выражать мнение по всем злободневным ситуациям, часто попадался на том, что доносил до народных масс не совсем соответствующую действительно информацию. Высказывал предположения, которые были основаны лишь на одной группе фактов.
Он был одним из тех, кто распространил недостоверную информацию о сотнях погибших в «Зимней вишне». Трагедия, случившаяся в марте прошлого года. Огромный ТЦ вдруг загорелся.
Николай откровенно заявлял, что в торговом центре погибли не 67 человек, а в несколько раз больше. Ролик набрал огромное количество просмотров и ещё больше дизлайков и грозных комментариев, когда количество погибших установилось — 60. Николай Соболев удалил видео и долгое время извинялся.
Думаете, похоже это на работу профессионального журналиста? Как мы уже писали, корреспондент не может высказывать своего предвзятого мнения, только подтверждённые факты. Поэтому «светила YouTube» нельзя считать журналистами.
Каждый человек выбирает лучший по его мнению способ получения информации. Самое главное в этом деле взвесить «за» и «против». Стоит помнить, что блогеры – не журналисты, не работники СМИ. Это просто люди, которые пишут, снимают, рассказывают об увиденном и услышанном на любительском уровне.
Возможностей у них, в отличие от средств массовой информации, несколько больше, а ответственности, в том числе, и в рамках действующего законодательства, меньше.