Всё смешалось в доме Толстых – и классический театр, и полные экспериментов постановки молодых коллективов, и творческие вечера, и даже квесты… Это значит, что в минувший уикенд Тульская область встретила четвертый и такой долгожданный международный театральный фестиваль «Толстой».
Неспроста мы вспомнили слово «уикенд»: в далеком 2016 году только родившийся фестиваль получил название «Толстой Weekend». Сейчас из названия слово «weekend» убрали, сделав его короче, зато программа стала заметно длиннее. Теперь на фестивале огромное количество творческих коллективов и форматов — для разной публики. Есть здесь и интерактивный спектакль, и квест, и пластическая драма, и даже – немыслимо для театралов – читка пьесы!
Что же преподнес «Толстой» любителям театра и литературы в этом году? Об этом наш материал.
Фестиваль начался еще 4 июля, в непривычный для поклонников «Толстого» четверг. В этот день, в Тульском академическом театре драмы показали спектакль «Грех» по мотивам повести Льва Николаевича «Дьявол».
В центре событий — история молодого человека, только что закончившего университет, начинающего путь с больших надежд, на которого внезапно обрушивается любимое дело, семья, жена Лиза, крестьянка Степанида… И герой даже понятия не имеет, как жить с этим безудержным водоворотом чувств и страстей. История непридуманная – Толстой был знаком с тульским следователем, до отчаяния полюбившего крестьянку.
К слову, повесть великого писателя стала лишь поводом для спектакля: режиссер Геннадий Тростянецкий и драматург Олег Богаев сочинили свою пьесу, расширив тему и введя новых персонажей.
Но все же вернемся к фестивалю. «Толстой», до этого не выходящий за территорию Ясной Поляны, в этом году решил охватить все значимые места Тулы.
«Нам очень хочется, чтобы было задействовано как можно больше региональных площадок, поэтому сегодня фестиваль вышел за пределы усадьбы. Традиционно Толстого ставили на сцене тульских театров, поэтому нам захотелось, чтобы он прозвучал на сцене Тульского академического театра драмы», — рассказала журналистам директор музея-усадьбы «Ясная Поляна» Екатерина Толстая.
Алексей Дюмин: «Уверен, что в этом году фестиваль пройдет красочно и увлекательно»
Торжественное открытие состоялось на следующий день – в Ясной Поляне. По уже сложившейся традиции открывал фестиваль Губернатор Тульской области Алексей Дюмин. Именно его идеей было создание театрального фестиваля в литературном сердце России.
«Фестиваль «Толстой» — это одно из ярких неординарных мероприятий Года театра.
Этот замечательный проект уже в четвертый раз объединяет в усадьбе Льва Николаевича Толстого талантливые коллективы из России и других государств, позволяет многочисленным гостям прикоснуться к нашим национальным духовным святыням, ощутить красоту и неповторимую одухотворенную атмосферу этих мест», — зачитал приветственный адрес Президента России Алексей Дюмин.
Лично от себя Губернатор добавил, что фестиваль — яркое культурное событие не только для Тульской области, но и для всей России.
«Фестиваль развивается, становится больше и насыщеннее. В этом году в нем особенно много наших, тульских театров. Нас ждут интересные творческие встречи и яркие постановки — как традиционные, так и экспериментальные. Уверен, что в этом году фестиваль пройдет красочно и увлекательно.
Мы сегодня начинаем думать о пятом юбилейном фестивале, который должен быть еще более масштабным», — подчеркнул Алексей Дюмин.
Постоянным партнером фестиваля является госкорпорация «Ростех» — исполнительный директор Олег Евтушенко не просто поприветствовал гостей, но и раскрыл всем грядущий сюрприз (а мы в свою очередь раскрываем его вам).
«Мы создаем проект «Симфония Ясной Поляны». Используя микрофоны «Октава», мы будем записывать звуки Ясной Поляны, звуки тульской природы. А потом, используя архивные записи голоса Толстого, записи прочтения произведений писателя известными артистами, наложив их на звуки природы, мы создадим арт-проект «Симфония Ясной Поляны».
Работа будет завершена к сентябрю, и в день рождения поэта мы публикуем ее на основных стриминговых площадках страны. Это будет подарком для всех поклонников творчества Льва Толстого», — поделился со всеми Олег Евтушенко.
Одна к трём
Но всё же главное в театральном фестивале – спектакли. В этом году в афише «Толстого» сразу три варианта «Анны Карениной»: частного театра из Латвии Ģertrūdes Ielas Teātris, болгарского театра «София» и Тульского драматического театра.
Каждая из этих постановок, несмотря на общий сюжет, абсолютно непохожа на другую. Удивительно, как театральные режиссеры по-своему видят великий роман, словно для них там оставлен загадочный шифр.
По версии рижского режиссера Марии Линарте, сюжет «Анны Карениной» с легкостью переносится в наши дни. Но проблемы остаются те же, и душевные метания Анны тоже.
Интересно видеть, как политические взгляды разных эпох схожи в своей ключевой идее. Не менее интересно понимать, что чувства и страсть не имеют возраста. Танцевальная музыка и одиночество в толпе – не это ли проявление современного мира?!
Спектакль называется «Анна: Люболь», и, честно говоря, мы долго пытались перевести загадочное слова «люболь», пока не поняли: это сочетание «любви» и «боли» — тех остро обостренных в романе чувств Анны Карениной. А уж о чем этот сюжет – решать только зрителю.
Тульский театр драмы закрывал фестиваль своей долгожданной премьерой – «Карениными» в постановке Евгения Маленчева. Его режиссерская версия далека от классического прочтения – в этом спектакле нет места любви, только тотальная нелюбовь.
Как это так, спросите вы? «Анна Каренина» — это же роман о влюбленной женщине, которая готова лишиться всего ради затягивающей любви к Вронскому. Но задумайтесь, любила ли Анна себя…
Кстати, даже если вы не попали на «Карениных» в рамках фестиваля – не отчаивайтесь, спектакль с успехом идет на сцене Тульского драматического театра, как премьера сезона.
Искусство не требует перевода
На главной сцене в день открытия показывали классическую постановку «Анны Карениной» болгарского театра «София». Актеры играли на родном языке. Чтобы зрители могли понимать о чем идет речь, на двух экранах по бокам сцены шли субтитры, иногда запоздало – но это не критично.
Эта «Анна Каренина» была такой, какой и задумывалась Толстым. Тут есть место любовному треугольнику, есть место крестьянской теме и политическим взглядам того времени. Все настолько по-толстовски мудро и в то же время живо, что кажется, будто герои романа сошли со страниц.
Перед спектаклем, гуляя по аллеям Ясной Поляны, зрители гадали: как же болгары покажут смерть Карениной? По словам директора театра «София» Иринея Константинова, одним из постановочных решений было не показывать сам момент прыжка под поезд. Вместо этого, Анна падает рядом с вагонеткой.
Несмотря на знакомый со школьной скамьи сюжет, часто сбивал с толку болгарский. Этот язык оказался экспрессивнее, чем русский, поэтому казалось, что все, включая Каренина, чересчур эмоциональны. При этом, непонимания не было – настоящему искусству вряд ли требуется перевод.
Новое – это хорошо поставленное старое
В этом году на фестивале показали пластическую драму «Воскресение» — скажите, пожалуйста, кому придет в голову показывать Толстого, мастера русского языка, без слов?! А вот Сергей Землянский из Государственного театра киноактера рискнул и, как оказалось, выиграл – сюжет точно передан с помощью человеческого тела, его изящности и благородстве.
Театральный режиссер Семен Александровский и драматург Михаил Дурненков для фестиваля создали спектакль в поле «В. м. и п. с. с. ж. н. м. м. с. и н. с.».
В основе — реальная история, имевшая место быть в жизни Льва Николаевича. Писатель написал на ломберном столе первые буквы трех предложений, а Софья Берс, по замыслу Толстого, должна была понять послание и, в случае успеха, стать его женой.
Спектакль, неся в себе главную мысль писателя, расставляет все точки на «i» — как должны вести себя мужчина и женщина в эпоху ярого феминизма, в чем их роли схожи, а в чем противоположны. По ходу действия артисты идут навстречу друг другу с разных концов поля, рассуждая о формах брака, о различных гражданских позициях, уважении чужих интересов и увлечений и принятии прошлого любимого человека. Сойдутся ли – зависит только от них двоих.
К своему грядущему юбилею фестиваль «Толстой», как незаметно для себя, вышел за собственные границы – теперь он объединяет множество разных форматов, языков, театров и культур. Это лишь доказывает, что творчество великого писателя мы с вами читаем по-разному – для каждого Толстой свой.
Источник фото/пресс-служба Правительства Тульской области