Сколько видов велодорожек встречается на тульских улицах? Велоинфрастуктура в городе находится в зачаточном состоянии, хоть Тулу и называют велосипедной столицей. Мы видим велодорожку рядом с пешеходной на Казанской набережной и Пролетарской; нарисованную краской на тротуаре на Красноармейском проспекте; велокольцо в Центральном парке. Есть и проложенная велотропа в Ясной Поляне, правда без указателей и знаков.
ВЕЛОДОРОЖКИ
В Туле новые велодорожки в 2020 году, вероятнее всего, не появятся. Еще весной 2019-го руководитель управления по транспорту и дорожному хозяйству Алексей Крыгин сообщил, что, несмотря на наличие амбициозного проекта, вопрос откладывается — причина в нехватке финансирования.
«Мы запроектировали серьезную тему — проект строительства велодорожки от Баташевского парка до Кремля, и не по существующим тротуарам, а именно по незанятым землям со строительством и обустройством.
Смета составила порядка 40 млн рублей. Когда мы формируем бюджет, мы обсуждаем его с жителями. В 2019 году все согласились, что эти деньги можно направить на решение первоочередной задачи — привести в соответствие с правилами безопасности территории у школ в Центральном районе»
Работу по обустройству новых велодорожек рассчитывают продолжить, когда бюджет Тулы будет свободнее.
По мнению тульского велолюбителя Сергея Шопина, именно расширение сети велодорожек необходимо для развития велосипеда, как средства круглогодичного перемещения в городе.
«Выделенные велодорожки делать сложно, но даже формат деления тротуара (разумеется там, где ширина позволяет) был бы полезен. Приходится ездить и по тротуарам, что нервирует пешеходов. Велодорожка в виде зоны тротуара хоть какой-то порядок позволит навести.
Существующие велодорожки нужно чистить и зимой — сейчас туда зачастую просто сгребают снег с остальной части тротуара. Кроме этого, необходимо решить вопрос с реагентами. Из-за них Тула зимой — ужас для велосипедиста.
К тому же, в Туле нужны велопарковки в общественных местах, на Московском вокзале её, кажется, нет», — рассказал велосипедист-любитель.
Для велотуризма по Тульской области, как отметил Шопин, нужно проработать расписание электричек и дизельных поездов.
Какие велодороги нужны в Туле, обсудили 14 декабря на заседании «Тульского экспертного Собрания».
По словам члена Союза архитекторов России Андрея Клепанова, в Туле проблема велодорожек стоит остро.
«Нам пора приступить к разработке основной системы транспортных велосипедных маршрутов в Туле, чтобы потом присоединять к ним новые.
Мой опыт показал, стоит только сделать нормальную транспортную инфраструктуру с велосипедными дорожками, появляется большое количество людей, которые начинают пользоваться велосипедами.
В Туле должна появиться система с велопарковками и местами для хранения велосипедов закрытого типа. Это нормальная градостроительная история».
Как отметил лидер велосипедного движения в Туле Денис Ворошнин, главное — не перегружать дорожную сеть знаками.
«Осенью открылись новые станции велошеринга. С появлением этого сервиса в Туле необходимо развиваться в плане велоинфраструктуры маленькими шагами.
Относительно знаков — главное не перегружать улицы лишним. Мало кому это понравится».
Председатель общественного движения «Свободная Тула» Ярослав Муравский выступил, прежде всего, за развитие велокультуры в тульском регионе.
«Большинство стран идут по тому пути, что наносятся разметки (обозначающие зону для велосипедистов, — прим. автора). На Красноармейском проспекте есть знаки, разметка. Но люди все равно ходят по велодорожкам. Давайте развивать культуру!»
Как отметил депутат Тульской областной Думы Михаил Иванцов, для власти строительство дорог важнее, чем обсуждаемые на собрании велосипедные вопросы, однако потом и к их решению непременно придут.
Архитектор Владимир Доценко:
«Цель — сделать систему бульваров и рекреаций для всех категорий граждан — не только велосипедистов»
Член Общественной палаты Тульской области Татьяна Алексеева:
«Мы говорили про то, что мы гордимся историей. Не только Тула велосипедный город, в районах жители также передвигаются на велосипедах. Безо всякой инфраструктуры, а просто из необходимости.
Мы уже много лет говорим о велодорожках. Если мы делаем дороги, тротуары, то почему изначально там не планируются велодорожки? Почему мы делаем их отдельно?»
ВЕЛОТУРИЗМ
Отдельной темой на заседании «Тульского экспертного собрания» стало развитие туристических веломаршрутов в регионе.
«Тульская область богата на туристические места, куда можно добраться на велосипеде. Пока на нашем портале нет карты туристических веломаршрутов. Но я знаю о том, что некоторые туристы самостоятельно составляют такие маршруты.
Для туристов я, как представитель власти, могу рекомендовать только безопасные маршруты. Веломаршруты необходимо систематизировать по уровню сложности. Разработку туристических веломаршрутов мы берём в работу», — заявила руководитель «Центра развития туризма Тульской области» Наталья Внукова.
Денис Ворошнин:
«Я много катаюсь, и все маршруты проверил лично. В Ясной Поляне есть два туристических маршрута — 6 и 8 км, по которым проводятся экскурсии. Порядка 150 человек в сезон проезжает их. Это очень мало.
В Поленово мы также откатали пару хороших маршрутов. Осталось развить культурную составляющую. Мы пришли к решению развивать туристическую привлекательность в целом. Если мы представим это, как бренд нашего региона, то люди потянутся. Можно провести экскурсию для иностранцев.
Уверен, что уже в этом сезоне мы сделаем первые шаги в этом направлении»
По словам ответственного секретаря «Тульского экспертного собрания» Игоря Щербакова, сейчас в Ясной Поляне планируют некий перевалочный пункт для велосипедистов — дать им возможность сойти с велосипеда, отдохнуть и поехать дальше.
«Планируется открыть станцию велошеринга, вместе с тем, они начинают разработку туристического веломаршрута до Крапивны. Это стратегическая задача»
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Для полноценного развития велотуризма в Туле нужно, прежде всего, проработать правильные маршруты. Сегодня поездка в Ясную Поляну неподготовленным любителям велосипедных прогулок удовольствия не принесет.
«От центра Тулы до Ясной Поляны 15 километров по холмистой местности. Рассчитывать на массовый приток туристов не стоит — это маршрут для подготовленного человека. Я провожу велоэкскурсии в Ясной Поляне с 2013 года, и чаще всего вижу слабо подготовленных туристов. За 2 часа 45 минут, а именно столько и длится экскурсия, люди очень устают», — рассказал представитель музея-усадьбы Игорь Конов. — Есть проект велошеринга в Ясной Поляне, но велосипеды, которые предлагают — городские. Они не подходят для этой местности. Даже я со своим опытом не вытяну 20-килограммовый велосипед в гору, поэтому такой велошеринг будет просто нерентабельным.
Кроме этого, одну из велопарковок планируют поставить в районе Козловой Засеки, откуда до Ясной Поляны 4 километра, которые, поверьте, не покажутся легкими: затяжной спуск и подъем, разбитая дорога, отсутствие обочины и никакой выделенной полосы. Такой маршрут небезопасен для туристов. Боюсь, возможны и фатальные случаи».
В 2015 году Игорь Конов разработал четыре связанных веломаршрута. Для реализации проекта нужно было установить 20 столбиков-указателей. Туристы могли прокатиться до некрополя Толстых, станции Рвы, дачи деда Льва Николаевича и кадетской школы. По пути — родники для пополнения запасов воды и красивые пейзажи.
«На проект нужно было выделить около 1,5 млн рублей на столбики с указателями, как в Германии, чтобы туристы не заблудились, и на велоподдержку. Нужен был один квадроцикл и минимальный набор инструментов на тот случай, если сломается велосипед. Сейчас эти 4 маршрута уже могли бы быть действующими».
По мнению эксперта, больше всего развитию велоспорта в Туле мешают, как ни странно, сами люди.
«За сезон с мая по сентябрь экскурсии посещает около 200-250 человек, катаются со мной, в основном, москвичи, и велокультуры нет даже у них. Более того, многие даже не умеют кататься! Покупают билет на велосипедную экскурсию и тут же падают с велосипеда. Приходится их отговаривать.
Шлемы надевать отказываются, на ровном месте падают. Общий уровень физической подготовки крайне низок, едут слабо. Я шлем надеваю всегда, привыкаешь к нему быстро, а защищает он куда лучше, чем кепка».
Мировые велостолицы
Копенгаген
Велоинфраструктура протяжённостью в несколько десятков тысяч километров — мечта любого велосипедиста. Дорожки связывают центральные районы с пригородами. Они оборудованы подножками для отдыха и переходами к общественному транспорту. Для велосипедистов есть свои светофоры, а еще пункты, где можно подкачать колесо или починить свой транспорт.
Амстердам
40% городского трафика – велосипедный. Почти на каждом углу – велопарковки и велопрокат. Общая протяженность дорожек – более 400 км. Многие улицы в старом центре отданы велосипедистам.
Токио
Велосипеды здесь регистрируют в полиции, как у нас автомобили. Им присваивают уникальный номер и на раму наклеивают таблички с именем владельца.