В редакцию «Тульской прессы» обратился читатель с вопросом: если в маршрутке не работает терминал для безналичной оплаты, отсутствует вовсе или водитель отказывается принимать карты, то пассажира без наличных денег высаживают или везут бесплатно?
В качестве примера читатель прислал пост одного из тульских пабликов. Там, ссылаясь на постановление администрации Тулы, говорится: что в случае неисправного терминала или его отсутствия, водитель обязан провезти пассажиров с картами бесплатно. Авторы утверждают — эти правила установлены Положением об электронном проездном билете для оплаты проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования г. Тулы от 22.10.2020 №2694.
Однако на сайте городской администрации найти необходимый документ нам не удалось. Поискав на просторах интернета, мы выяснили, что такое Положение действительно существует, но в Рязани, и принято оно было в июне 2016 года.
А что же в Туле? В пресс-службе городской администрации корреспонденту «Тульской прессы» объяснили, что подобные правила не могут регулироваться положением — они регулируются законом. Однако, если не работает сам электронный билет, то это проблема пассажира и оператора, предоставившего ему данный билет.
«Наш [муниципальный] транспорт выходит на линию только с исправным терминалом. Если в течении дня терминал ломается, то его сразу меняют», — сообщили в администрации.
Что касается коммерческого транспорта, то и здесь пассажир должен оплатить свой проезд. В разговоре с журналистом президент Тульского регионального транспортного союза Вера Коротких заявила следующее:
«Встречный вопрос. Вот вы приходите в магазин за хлебом, там не работает касса, а у вас нет с собой наличных денег — то буханку хлеба отдадут бесплатно? Ну и какой может быть ответ.
Пассажир должен оплатить свой проезд. Нет возможности, сломан терминал в этой маршрутке — пересядьте на другую, где он работает.
Водители выходят на маршрут с исправными терминалами. Да, могут быть поломки, я это допускаю — техника есть техника. Но это редкие случаи. Бывает, есть места на маршруте, где нет связи и тогда оплата не проходит, а терминал показывает, что оплачено. Получается, что пассажир проехал бесплатно — но мы на это же ничего не говорим, не ищем пассажира со словами: «Вернись, оплати».
Конечно, я не думаю, что водитель откажется везти. Но давайте как везде — в аптеках, магазинах… Если в аптеке сломан терминал, а вам нужно лекарство, то вы пойдете в другую аптеку или снимите деньги в банкомате. Поэтому давайте не будет заострять внимание на маршрутках».
Вера Коротких напомнила, что в период пандемии они бесплатно возили и продолжают возить волонтеров.
«Это не тот случай, когда можно говорить о бесплатном проезде. Тогда завтра все будут ездить бесплатно. А тем временем количество пассажиров уменьшилось вдвое, тарифы не поднимаются, некоторые маршруты закрыты».
По словам Веры Коротких, все коммерческие маршруты Тульского транспортного союза оборудованы терминалами для безналичной оплаты проезда.