В Туле 21 июня рамках проекта «Лаборатория города 2026» прошла онлайн-конференция членов рабочей группы по созданию велодорожек в Туле с главным архитектором города Альметьевск Антоном Севастьяновым. Встреча была посвящена передаче опыта по организации велосипедного движения. Туляки узнали, как в Альметьевске появились велодорожки и получили рекомендации по их обустройству.
В 2015 году в Альметьевске существовало всего 4 км велодорожек, из которых более 3 км находились в парках и рекреационных зонах. Сейчас этот город называют велосипедной столицей России. Масштабный проект по созданию велосети здесь разработали, по словам Севастьянова, для уже имеющейся аудитории из 22 тысяч велосипедистов Альметьевска, а также активных горожан, готовых пересесть на велосипед при появлении инфраструктуры.
Преодоление подводных камней
Не все было просто. В ходе подготовки проекта специалисты столкнулись с сильным автомобильным лобби. Автолюбители были против создания велодорожек за счет сужения дорожного полотна.
Проблему удалось решить, благодаря оборудованию трех типов велодорожек:
- за счет сужения зеленых зон и газонов,
- за счет сужения проезжей части,
- комбинированный тип, при котором сужаются и зеленая зона, и дорога.
По словам Антона Севастьянова, проект разрабатывался так, чтобы максимально задействовать именно первый тип велодорожек. Второй и третий способы использовали при отсутствии буферных зон.
Негативное отношение к проекту преодолевали с помощью социальной рекламы. Велась работа как с пешеходами, которые норовили пройтись по новой и ровной велосипедной дорожке вместо старого тротуара, так и с автомобилистами.
Иностранный опыт
Для подготовки проекта в Альметьевск пригласили специалистов из датской компании «Copenhagenize». Иностранные гости помогли сформировать свод правил, по которым должна создаваться велоинфраструктура. На разработку плана ушел почти год. Затем местные специалисты, получив разработанную стратегию и новые знания, приступили к непосредственной реализации проекта.
Содержание инфраструктуры
Проект реализовывался в четыре этапа, в ходе которых увеличивался километраж городских велодорожек. Сеть расширялась от центра к жилым районам и социальным объектам. Во время обустройства велодорожек решались вопросы организации дорожного движения. Всё продумали до мелочей: светофоры для велосипедистов, синие пластиковые покрытия на перекрестках, дорожные знаки и поручни на светофорах, куда можно поставить ногу во время ожидания зеленого света, не слезая с велосипеда. Установили даже специальные урны для велосипедистов.
Фото gre4ark.livejournal.com и a-side.ru
Альметьевск стал единственным городом в России, где зимой чистят не только проезжую часть и тротуары, но и велодорожки.
А еще дорожки в городе посыпают не реагентами, а отработанной кофейной гущей.
Таким образом, удалось избавиться от химикатов на дорогах, и велосипеды местные жители используют и зимой, и летом.
Бюджет
Интерес у тульских специалистов вызвал вопрос о финансировании проекта. Оказалось, что для его осуществления привлекались средства градообразующего предприятия «Татнефть». В том числе на эти средства закупили велосипеды для велошеринга. Всего 10 рублей — за 30 минут велопрогулки на арендованном транспорте. Дальнейшее содержание велодорожек лежит уже на самом городе. Для этих целей существует проектный отдел при управлении автомобильных дорог Альметьевска.
Как пересадить людей с авто на велосипеды?
Антон Севастьянов отметил, что для ежедневного использования велосипеда необходимо выполнить три основных действия: купить, обслуживать, хранить.
- Проблему с покупкой велосипеда в Альметьевске решили с помощью велошеринга. Теперь горожане не должны отдавать большие деньги за собственный двухколесный транспорт, они могут арендовать его на необходимое количество часов.
- Для обслуживания велосипедов в нескольких местах города были установлены специальные станции, где есть место для крепления велосипеда, а также набор самых необходимых инструментов.
- В данный момент город работает над проблемой хранения велосипедов. Идут переговоры с застройщиками о создании специальных помещений для хранения в многоэтажных домах или велосипедных парковок у подъездов.
Альметьевск стал единственным городом в России с целостной и продуманной системой велодорожек. Они обособлены от проезжей части и тротуаров и соединяют школы, офисы и другие учреждения. Протяженность — более 107 км. Местные власти поставили перед собой цель, чтобы даже школьники могли безопасно передвигаться по городу на велосипеде.