Кто обогатился в «коронавирусный» год?
Минувший «коронавирусный» год поверг в шоковое состояние мировую экономику, но стал весьма благоприятным для российских металлургических компаний. Из-за повышения цен на внутреннем рынке компании заметно увеличили свои доходы. Весной 2021 года цены и спрос в металлургическом секторе взлетели до рекордных максимумов.
«Что случилось с ценами на металл? Буквально за неделю закупка взлетела в 2 два, а то и в три раза! Это же подорожает все!», — подслушано в разговоре тульских предпринимателей
Согласно данным исследования Deloitte, если в первой половине прошлого года из-за пандемии спрос на сталь снижался быстрее, чем предложение (это как раз привело к падению цен), то во второй половине всё было с точностью наоборот. По мере того, как мировая экономика приходила в себя после «ковид»-удара, появлялся спрос на продукцию. Это подтолкнуло вверх цены на сталь и другие промышленные металлы.
Так, с апреля 2020 года по январь 2021-го стоимость стальной арматуры выросла на 70%, а листовой оцинкованной стали — на 75%.
Повышение цен прочно вошло в федеральную повестку последних дней. Началась все с интервью первого вице-премьера Андрея Белоусова. Отвечая на вопросы РБК, тот заявил, что во время пандемии отечественные металлургические компании увеличили свои доходы в разы. Белоусов подчеркнул, что произошло это за счет повышения цен на внутреннем рынке, вслед за ростом мировых цен. Однако не это возмутило вице-премьера.
«Мы посчитали, что, извините за это слово, металлурги нахлобучили нас – государство, бюджет – в части госкапвложений и гособоронзаказа примерно на 100 млрд рублей по году. Эти деньги, я считаю, они должны нам вернуть в виде налога», — сказал Белоусов.
Слова вице-премьера сразу же раскритиковали председатель совета директоров группы НЛМК, глава ассоциации «Русская сталь» Владимир Лисин, и глава «Норильского никеля» Владимир Потанин. В ответ на утверждение Белоусова они заявили, что налоговые платежи металлургических компаний по итогам первого полугодия 2021 года составят более 200 млрд рублей. И пока наверху идут разборки о том, кто, кому и сколько должен, из-за повышения цен на арматуру страдает другая отрасль экономики — строительная.
Цены на жилье вырастут?
В конце прошлого года застройщики пожаловались на рост цен на металлопрокат и арматуру на 50% за месяц. И российское правительство тут же начало обсуждать меры по сдерживанию цен на внутреннем рынке.
Эту же проблему в начале февраля обозначил губернатор Тульской области Алексей Дюмин. На выездном совещании по вопросам долевого строительства (оно проходило на строительной площадке ЖК «1-й Юго-Восточный микрорайон», прим. редакции) глава региона обратил внимание на подорожание арматуры, которая используется при строительстве домов и социально значимых объектов.
Тогда Алексей Дюмин выразил уверенность, что ПАО «Тулачермет», как основной поставщик для тульских строителей, окажет всестороннюю поддержку при достройке социальных объектов. Уже на следующий день «Тулачермет-Сталь» принял решение снизить цены на арматуру до уровня сметных, ответив таким образом на обращение губернатора.
«По просьбе губернатора Алексея Дюмина мы снизили стоимость арматуры для строительства социальных объектов в Тульской области до уровня сметных цен. Мы привержены принципам социальной ответственности и готовы оказать помощь региону, несмотря на прямые убытки от данных поставок», — ответили в пресс-службе компании.
«Это большой шаг навстречу строителям, который позволит не только использовать продукцию регионального производителя по доступным ценам, но и завершить строительство многих объектов в установленные сроки», — оценили решение металлургического холдинга в правительстве Тульской области.
Предприятие «Тулачермет-Сталь» пошло навстречу застройщикам социальных объектов, а как быть коммерческим проектам? Повышение цен на арматуру и металлопрокат, грубо говоря — расходников, может повлечь за собой неприятные последствия для строительного рынка. Какие именно — «Тульской прессе» рассказал генеральный директор ГК «Ин-Групп» Александр Велигодский.
«Повышение цен, соответственно, даст повышение цен [на жилье] примерно на 3-4 тысячи за квадратный метр. Это происходит из-за того, что цена на арматуру вначале была 45 тысяч рублей, потом 70 [тысяч], потом упала до 50 [тысяч], а сейчас выросла до 80 тысяч за тонну. С начала года цены выросли почти в два раза.
Арматура — это один кусочек, но она потянула за собой рост стоимости уголков, окон, всей кабельной продукции. Сейчас мы видим скачок цен не только на арматуру, но и на все остальные сопутствующие материалы. Это влечет за собой рост цен на жилье».
Руководитель строительной компании рассказал о снижении цен для социальных объектов: «Для тех домов, которые строились по программе «обманутых дольщиков», по программе переселения из ветхого и аварийного жилья и для детей-сирот, арматуру мы получили по старым ценам.
Но все следующие дома будут строиться уже в новых реалиях, гораздо дороже.
«Застройщики вынужденно повышают цены на жилье. Но что остается делать, если металл стал стоить дороже? Кроме того, заканчивается программа льготной ипотеки, что только усугубит ситуацию. Люди будут вынуждены откладывать покупку квартиры на потом», — отметил Александр Велигодский.
ФАС проверяет металлургов
Ждать ли стабилизации цен на металлопродукцию или возвращения их на прежний уровень? ФАС проводила проверки крупных компаний на рынке металлопроката, признаки картельного сговора были найдены. Возбуждено несколько дел в отношении металлургических комбинатов из разных регионов страны. Если ФАС подтвердит нарушения, компаниям придется выплатить оборотные штрафы. Расследование на рынке металлопроката еще продолжается.