Шум и недовольный гул туляков, множество вопросов, на которых ответа нет. Именно в такой напряженной атмосфере проходила встреча администрации Центрального округа с жителями аварийных многоквартирных домов, подлежащих сносу. Подобных домов на территории округа около 170, и все они будут снесены в ближайшие несколько лет.
Первым об этой встрече написал паблик «Тула ушедшего века». Тему о сносе домов в историческом центре города мгновенно подхватили краеведы и неравнодушные туляки. Все мнения сходились в одном — сносить застройку никак нельзя.
«Признать аварийными, снести и забыть эти характерные для Тулы домики — вот такая нехитрая логика у городских властей. А во всем цивилизованном мире такие дома расселяют, приводят в порядок и сдают под отели, магазины и кафе предпринимателям в целях сохранения городской архитектурной среды», — пост с таким содержанием появился на этой неделе в паблике «Тула ушедшего века».
В комментариях тут же началась оживленная дискуссия. Пользователи негодовали, задавали вопросы и предлагали выходы из ситуации.
«А можно провести экспертизу на признание ОКН (Объект культурного наследия, — прим. редакции), потому что это точно историческое наследие.
Это вопрос очень острый, Тула останется без наследия (хорошего, деревянного наследия) а мы будем слушать как мы в туризме преуспеваем.
На историческую застройку плевать в городе, у нас уничтожают Бундурина, Свободы. Бизнес, свечки без вкуса. Теряем то, что и есть Мы. Давайте может уже действовать? У нас инициативных людей просто уйма, и все мы хотим наш город делать привлекательнее», — пишет Илья Журавлев.
«На данный момент у этих домов нет защитников. И они будут снесены несмотря ни на что. Возможно, будет какой-то хайп. Но кто из чиновников обратит на его внимания? Да никто. Может быть даже пресса не много пошумит. И только. Так, господа, мы потеряем еще несколько старых домов под оглушительные крики об успехах нашего региона и о заботе власти о нашем историческом наследии», — пишет Сергей Демидов.
«Почему бы неравнодушным гражданам не объединиться и начать действительно отстаивать культурное наследие города?! В Москве же смогли создать «Архнадзор». На сколько я знаю, в Туле даже общества по охране памятников нет», — предлагает Руслан Алиев (орфография и пунктуация всех авторов сохранены, прим. редакции).
На злобу дня канал «Пантограф» опубликовал статью «Беда пришла в наш «аул». О сносе старой Тулы». Автор рассуждает на тему того, что из квартала, в который входят улицы Пирогова, Пушкинская, Тургеневская, мог бы получиться отличный музейный квартал: «Именно здесь сохраняется комплексная старая застройка великолепными двухэтажными зданиями дореволюционной постройки».
«О какой туристической привлекательности города можно говорить, если почти все будет снесено и кроме квартала на Металлистов и единичных вкраплений старинных зданий ничего не сохранится?».
Итак, сохранить, несмотря ни на что, старую Тулу, с ее уникальной архитектурой. Вот, что предлагают краеведы и неравнодушные туляки.
Восстановить нельзя, сносить
Есть и обратная сторона медали. В домах, где сыпятся потолки, протекают крыши и обваливаются лестницы, все еще живут люди.
9 июня в здании главного управления по Центральному территориальному округу состоялась встреча жителей многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащим сносу. На сегодняшний день в округе порядка 170 многоквартирных домов подлежат сносу. Актовый зал в этот день был полон людей, желающих получить ответы на свои вопросы.
«Мы приглашали сюда только собственников многоквартирных домов, которые в установленном порядке были признаны аварийными и подлежат сносу. Во всех постановлениях указан срок отселения: пять лет с того момента, как дом был признан аварийным», — начал свою речь начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства ГУ по Центральному ТО Вадим Комаров.
Он пояснил: дома, признанные аварийными в 2017 году, должны будут расселить до 31 декабря 2022 года.
«Совещание мы проводим для того, чтобы вы понимали — дома будут расселяться. Программа [расселения] пока не сформирована, будет только к концу года.
Все граждане, которые попали в программу расселения, получат уведомления и три месяца на то, чтобы принять решение — получать квартиру или компенсацию. Те, кто живет в квартирах соцнайма, они получат квартиры автоматически. Собственники жилья могут выбрать — или квартира, или компенсация. Если в течение трех месяцев, [собственники] не определились, КИЗО (Комитет имущественных и земельных отношений, — прим. редакции) направит соглашение по изъятию квартиры для муниципальных нужд. Собственникам будет предложена компенсация, сумма которой определится после оценки имущества».
Собравшихся в зале волновали следующие вопросы:
- почему их дома были признаны аварийными,
- когда их снесут,
- в какие сроки жителей переселят в новые квартиры.
Вопрос о том, как и когда дома были признаны аварийными, Комаров оставил без ответа, заявив, что тема собрания иная. Никто не стал говорить и о том, какие именно дома будут сносить. Под недовольный гул присутствующих планировали рассказать о новой программе под названием «Ипотека для переселения под два процента годовых». Благодаря программе собственники и наниматели жилых помещений аварийного фонда смогут приобрести себе новое жилье за счет льготного ипотечного займа. Таким образом, программа помогает получить льготную ипотеку и купить квартиру, не дожидаясь, когда дойдет очередь на переселение. И квартиру человек подбирает себе сам. Покупать жилье можно как в новостройке, так и во вторичном фонде.
Большая часть людей тут же покинула зал: люди определенно были недовольны тем, что на их вопросы отвечать никто не собирается. Как это было — смотрите на видео ниже.
После (отвечая на вопросы, в основном, о процедуре расселения) Вадим Комаров все же пояснил, что сносить дома, которые являются памятниками архитектуры, или же без охранного статуса, но подлежащие реконструкции, никто не будет. В первом случае это запрещено законодательством, во втором — дома еще можно восстановить и не идти на крайние меры.
С решением о сносе своего, пусть и аварийного, дома, согласны не все. Жильцы дома №7 на улице Никитской уже долгое время в обращаются в суды, чтобы признать свой дом, подлежащим реконструкции, однако пока эта борьба заканчивается не в их пользу. Кто-то напротив ждет расселения, но вот переезжать из центра города в Скуратово или Левобережный, хоть и в новостройки — не готовы.
Восстановить, нельзя сносить
Тема сохранения исторического наследия в Туле стоит очень остро. Речь идет не столько о памятниках архитектуры, сколько о жилых домах, которые охранного статуса в большинстве своем не имеют. С одной стороны здесь — городские власти, которые подавляющую часть таких домов признают аварийными и готовят к сносу, так как речь идет о безопасности людей, с другой — краеведы и неравнодушные к истории туляки, яростно желающие эти дома сохранить. Вне зависимости — памятник ли это архитектуры или нет.
Городские власти, как утверждал на собрании Комаров, жить в аварийных, уже порядком обветшавших, домах никому не позволят. А туляки, чьи дома идут под снос, опасаются, что им придется уехать из центра на окраину города. Кто-то считает, что дом еще можно восстановить, а некоторые уверены — найти квартиру взамен аварийной можно немного ближе, чем в Скуратово.
При всем этом, краеведы хотят (и просят об этом) историческую застройку в центре Тулы сохранить. В городе и без того «погибло» немало ценных для истории зданий и построек, сейчас разрушаются даже те, которые находятся под охраной.
В этом году Тула присоединилась к всероссийскому проекту «Том Сойер Фест». Волонтеры своими силами приводят в порядок деревянные дома, а финансируют работы неравнодушные жители и спонсоры. Основной критерий выбора — чтобы дом находился в историческом центре и был жилым.
Дом №42 на улице Пирогова, с которого было решено начать реставрацию, относится к типовой застройке Тулы конца XIX – начала XX века, и памятником архитектуры не является. В доме зачистят краску, после покрасят, восстановят цоколь и резьбу, поменяют окна и двери. А администрация Тулы, по словам Дмитрия Миляева, со своей стороны готова оказать поддержку волонтерам в реализации таких проектов, как «Том Сойер».
В других городах есть и негативный опыт.
Несколько лет назад в Калуге активисты «Том Сойер Феста» отремонтировали деревянный дом Яковлева, построенный в 1910 году. Здесь заменили большую часть обшивки фасада, резные деревянные детали, разбитые стекла в окнах, входную дверь, а также облицевали полуразрушенный фундамент кирпичом. Здание очистили от старой краски и покрасили, а также отстроили новое крыльцо для черного входа. Добровольцы собрали средства на проект самостоятельно.
Летом 2018 года стало известно, что жильцов расселили, а сам дом готовят к сносу. Местные активисты направили в областное управление по охране объектов письмо с просьбой вернуть дому статус ОКН, которого он был лишен в 2013 году. Дом, правда, все равно снесли.
«Тульская пресса» продолжает следить за развитием событий.