«Принципиальных ошибок табличка не содержит», — заявила министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина, комментируя во время брифинга дискуссию на тему мемориальной таблички на стене Всехсвятского кладбища в Туле. Накануне состоялась торжественная церемония открытия, в которой приняла участие министр, причем за несколько дней до этого тульский краевед Владимир Щербаков обратил внимание на неточности в тексте.
Его смутило предложение «На стене следы пуль и осколков, выпущенных фашистами». По словам Владимира Щербакова, здесь не хватает тире после слова «стена», а также сомнительно выглядит фраза «осколков, выпущенных фашистами». Эту тему после открытия таблички подхватили и тульские журналисты.
«Да, действительно в социальных сетях появились критические высказывания по поводу содержания [мемориальной таблички]. Сразу скажу, что как и любая информационная или мемориальная табличка, она прошла процедуру. Напомню, что табличка была предложена по инициативе туляков, сформулирована и отработана специалистами, военными историками, филологами, прошла комиссию по топонимике и была утверждена Тульской городской думой. Табличка прошла несколько инстанций, и все процедуры соблюдены.
Что касается содержания, то могу сказать, что в процессе формулировки, в самом начале, наши специалисты дискутировали по поводу слова «выпущенные» по отношению к боевым действиям. Некоторые изложили мысль, что это устаревшая форма. Поэтому мы посмотрели, как это делается в других городах, например в Санкт-Петербурге, в боевых листках, пришли к выводу, что эта форма допустима и достаточно органичная по отношению к тому времени.
Когда вчера появилась такая волна критики, мы обратились к специалистам. Для нас главным экспертом стал Романов Дмитрий Анатольевич, профессор, филолог ТГПУ им. Л.Н. Толстого (в прошлом году он вошел в состав новой правительственной комиссии по русскому языку, прим. редакции). Он, честно говоря, немного удивился, что было обсуждение тире. Тире в эллиптическом предложении не ставится.
И что касается осколков или пуль, то в принципе (мне кажется, это очевидно), что табличка указывает на то, что здесь было и чему она посвящена. Информационная табличка не может ставить задачу раскрыть весь процесс прохождения боеприпасов — будь то снаряд, мина, граната. Осколки, безусловно, были с вражеской стороны.
Поэтому принципиальных ошибок табличка не содержит. И можно поблагодарить некоторых туляков за активность, но менять ее нет основания», — заметила Татьяна Рыбкина.