Вчера, 9 марта, руководители крупнейших отечественных СМИ переговорили с Минцифры и высказали свои предложения по поддержке медиаотрасли на фоне западных санкций. Об этом сообщает РБК.
Генеральный директор издательского дома «Комсомольская правда» и главный редактор газеты Владимир Сунгоркин озвучил несколько предложений:
- разрешить рекламу лекарств по рецептам и российского алкоголя;
- освободить СМИ от налога на прибыль за 2021 год;
- снять таможенные пошлины с расходных материалов печатных СМИ. К ним относятся краски, сменные материалы для типографий и т. п.
Сунгоркин утоняет, что такой пакет мер Минцифры должны направить не только в Министерство финансов, но и премьер-министру России Михаил Мишустину.
«Есть понимание, что без дополнительных мер поддержки СМИ могут продержаться от двух месяцев до конца года, после чего они впадут в ступор, если текущие проблемы закончатся», — сообщил главный редактор «Комсомольской правды».
Кроме того, на минувшей встрече озвучивалась идея либерализировать законодательство о рекламе и смягчить ограничения для продвижения алкоголя и рецептурных лекарств — это подтвердил один из участников совещания.
Благодаря чему может произойти смягчение законодательства о рекламе?
Одни из главных рекламодателей в текущей обстановке — фармацевтические компании, которым разрешено продвигать в СМИ безрецептурные препараты. Например, крупнейшая фармацевтическая компания «Отисифарм» потратила на рекламу в 2020 году порядка 3,6 млрд рублей, и тем самым обогнала Volkswagen и X5 Group (сюда входят «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель» и «Чижик») — их показатели составили по 3,4 млрд рублей. Основной бюджет в 2,9 млрд рублей был направлен на телевидение.
Рекламный бюджет GSK Consumer Healthcare (британская фармацевтическая компания) достиг 2,8 млрд рублей, из которых 2,4 млрд рублей — достались ТВ. А вот у французской фармкомпании Sanofi рекламный бюджет превысил 2,3 млрд рублей, из которых 2,1 ушли на телерекламу.
Легализация рекламы рецептурных лекарств в России могла бы стать мерой поддержки СМИ. По данным RNC Pharma, за прошлый год продажа таких препаратов составила 1,37 трлн рублей2 (в розничных ценах, с НДС).
Кроме того, не менее выгодной стала бы реклама алкоголя. Его продажи (без учета пива, напитков на его основе и сидра) составили 219,2 тыс. долларов за 2021 год. Однако в СМИ запрещена реклама спиртных напитков (исключение — отечественное вино), возможно только продвижение безалкогольного пива.
Как уже пытались либерализировать законодательство?
Аналогичная ситуация уже происходила в 2015 году после девальвации (снижение курса валюты одной страны по отношению к твердым валютам других государств) рубля. В Минцифры рассматривали снятие ограничений на рекламу алкоголя и рецептурных препаратов. Кроме того, в планах было перенести ответственность за продвижение таких товаров не на СМИ, а на рекламодателей. В министерстве даже одобрили идею разрешить их показ в детских программах, однако ФАС и Минздрав не поддержали это.
В итоге в пользу журналистов приняли решение об увеличении доли рекламных полос газет и журналов с 40% до 45% от объема всего номера при сохранении льготы по НДС. На утверждение этой меры ушло около года.
Позже, в марте 2020 года, вновь поднимался вопрос о легализации рекламы алкоголя и рецептурных лекарств. Тогда резко подешевел рубль, а после наступила пандемия. В связи с этим в стране был введен режим самоизоляции, который длился до лета, и частично приостановил развитие бизнеса.
Во втором кварте 2020 года, рекламный рынок опустился на 22% из-за локдауна. Тогда же заместитель министра цифрового развития Алексей Волин заявил, что в ведомстве готовится пакет инициатив по либерализации медиаотрасли, однако его так и не проработали.
«РБК направил запросы в Федеральную антимонопольную службу, Минздрав и Минцифры», — сообщают наши коллеги.