По всей России отмечают рост цен на обычную офисную бумагу: в маркетплейсах стандарная пачка в 500 листов увеличилась в стоимость в шесть раз. Тульские предприниматели в общих чатах ищут поставщиков и жалуются на непосильные расходы, а на сайте бесплатных объявлений туляки продают исписанную с одной стороны бумагу. В Федеральную антимонопольную службу уже поступило множество обращений на резкий рост цен. Сотрудники ФАС запросили информацию для проверки у крупнейших производителей бумаги.
Рост цен на бумагу начался на второй неделе марта после заявления финской химической компании Kemira о прекращении поставок в Россию и Белоруссию хлората натрия. С его помощью отбеливается целлюлоза для производства белой бумаги. Стали недоступны и другие обязательные для производства компоненты, ввозившиеся из-за рубежа.
По словам генерального директора информационно-консалтингового агентства INFOLine Ивана Федякова, сложности в производстве бумаги неизбежно отражаются на ценах в рознице.
«Даже если комбинаты не приостанавливали свою работу, объёмы производства внутренней продукции по объективным причинам снизились, а поставки из-за рубежа офисной бумаги высокого качества просто прекратились. Баланс спроса и предложения стал неуравновешен. Далее, когда склады стали пустеть, поставщики объективно начали поднимать цены, потому что они понимают: полное отсутствие товара ни к чему хорошему не приведет», — цитирует эксперта РБК.
Российские производители бумаги уже принимают ряд мер, чтобы избежать обострения дефицита на рынке: разрабатывают альтернативные технологии производства, одновременно ведя переговоры с поставщиками из Китая, Турции, стран Юго-Восточной Азии, Индии.
И все же резкий скачок цен уже привел к негативным последствиям в некоторых отраслях. В режим экономии бумаги переходят образовательные учреждения. Так, в Тульском педагогическом университете им. Л.Н. Толстого выпустили приказ, согласно которому вуз минимизирует расходы и затраты на канцелярские товары, бумагу, картриджи, материалы, оборудование, мебель, компьютерную технику и пр.
«Это вызвано в первую очередь актуальным дефицитом бумаги для принтеров и задержками поставок картриджей. Приказ критически не влияет на функционирование вуза, а носит превентивный характер», — объяснили в ТГПУ.
Наконец, в списке пострадавших могут оказаться фармацевтические компании, использующие картон для изготовления упаковки. По словам управляющего тульской типографии «ШАР» [специализируется на выпуске упаковки из картона для фармацевтической продукции] Игоря Золотова, производители упаковки лекарств также столкнулись с серьезным ростом цен на сырье.
«В стране раньше практически не инвестировали в строительство целлюлозно-бумажных комбинатов (ЦБК), которые бы выпускали высококачественный полиграфический картон. Ситуация абсурдная: мы закупаем картон, который зачастую делается из российской древесины. И весь высококачественный целлюлозный картон, который используется для производства упаковки лекарств или косметики — импортный. Российский появляется на рынке, но уровень качества ниже. Соответственно, проблемы с упаковкой связаны именно с отсутствием отечественного высококачественного картона.
Сейчас стоимость импортной продукции, например, финской, выросла в два раза: из-за курса евро и потому, что сами производители подняли цену. При этом доля картона в цене упаковки — около 70%»
Игорь Золотов сообщил, что специалисты тульской типографии уже нашли новые виды картона, новые краски, скорректировали технологию и сделали все, чтобы импортозамещение прошло для рынка наименее болезненно.
«Подходящий картон производят в Белоруссии — уровень качества чуть ниже, но в целом удовлетворяет потребности наших клиентов. К тому же, цена ощутимо ниже европейских аналогов, а также нет зависимости от Евро. Благодаря этому стоимость упаковки поднимается не на 60-80%, как могло бы случиться, а куда более сдержанно и предсказуемо.
Сейчас «Шар» готов нарастить объем производства картонной упаковки для компаний, которые закупали ее за рубежом и столкнулись с резким ростом цен. Плюс, мы сейчас занимаемся запуском нового цеха по производству изделий из прессованной бумажной массы (переработанной макулатуры) — упаковки для овощей, фруктов, яиц которая используется в сетевых магазинах».
На сегмент выпуска упаковки из гофрокартона ситуация, по мнению Золотова, повлиять не должна: российские производители не зависят от иностранного сырья.
«Здесь ситуация куда проще. Гофрокартон производят в России из отечественной бумаги, поэтому я не вижу предпосылок к росту стоимости на этот вид упаковки. Крупные производители, например, в Московской или Калужской областях, сами производят бумагу, из которой потом и делают картон. Здесь основная затрата — энергия, и если стоимость энергоносителей не изменится, то упаковка из гофрокартона должна остаться в тех же ценах. Так или иначе, без упаковки не останемся».
На работу Алексинской бумажно-картонной фабрики сложившаяся ситуация не повлияет. Представители предприятия отметили, что, вероятно, скорректируют планы развития, но не откажутся от инновационных проектов.
«Запасы необходимых в производстве дополнительных материалов имеются в полном объеме на несколько месяцев, в рамках срока годности. Подготовлены варианты новых контрактов на поставки необходимого сопутствующего сырья», — рассказал «Тульской прессе» исполнительный директор АБКФ Сергей Гомзяков.
Алексинская БКФ вместе с другими фабриками холдинга SFT Group готова полностью покрыть потребности в тарном картоне и гофроупаковке не только Тульской области, но и остальных регионов ЦФО.
«В фокусе нашего внимания – сотрудничество с отечественными производителями. Все, что можно приобрести в России, мы закупаем здесь, тем самым поддерживаем другие отрасли отечественной промышленности в непростой период»
В Минпромторге уже заявили, что дефицита офисной бумаги в России не будет, так как внутренние потребности полностью обеспечивают отечественные производители. В пресс-службе министерства отметили, что рынок офисной бумаги практически полностью обеспечивается отечественными производителями. Сейчас в России работают три крупных производителя офисной бумаги. Все предприятия не только обеспечивали бумагой внутренний рынок, но и поставляли продукцию в зарубежные страны.