На придомовой территории дети разноцветными мелками нарисовали танки, которые, судя по рисункам, сражаются с врагом. Изображены несколько танков с российскими флагами. Первый едет в сторону предполагаемого противника, стреляя. Рядом написано «Россия — топ».
Другой рисунок получился обширнее. На нем также изображен танк, только теперь разукрашенный в российский триколор. Рядом зеленым мелом нарисован человечек (возможно солдат). Сзади танка «горит» нарисованный огонь.
Аналогичный случай в своем Telegram-канале описала журналистка Маргарита Симоньян. Она рассказала, что на детской площадке ребята играли в военные действия. Команды делились на «русских» и украинцев». Детей самой Симоньян записали в «арабы». Правда не решили, за какую из команд они могут играть.
«На детской площадке играют в войнушку (мы тоже так играли). Делятся на русских и украинцев (мы делились на русских и немцев). Подошли мои смуглые дети. Остальные их оценили и сказали: «А вы будете арабы». Долго выясняли, за кого арабы. Детское сознание, как обычно, непредсказуемо и причудливо отражает окружающий мир», — написала Маргарита Симоньян.
Как разговаривать с детьми о военных событиях «Тульской прессе» рассказала специалист Института семейной и групповой психотерапии академии практической психологии МГУ им. Ломоносова, автор книг по психологии отношений и воспитанию детей Елизавета Филоненко. Психолог подчеркнула, что родители должны выбирать тактику диалога, исходя из возраста ребенка:
«До 5 лет ребенку можно не сообщать ничего, если ваша жизнь не требует изменений. Ребенок не дорос до того, чтобы осмысливать события, выходящие за рамки его ежедневной жизни. Попытки что-то объяснять маленьким детям — результат тревоги родителей и их собственного желания осмыслить происходящее. Но ребенок до 5-6 лет не нуждается в этом.
Детям 5-10 лет нужно объяснять очень просто, не вдаваясь в детали. Не все дети хотят знать то, что их напрямую не касается, но некоторые проявляют интерес. Не проецируйте на ребенка свои собственные волнения, если ребёнок отказывается говорить или не беспокоится о происходящем — примите это.
При разговоре в с ребенком 5-10 лет обязательно сделайте акцент на этическую сторону вопроса. Слова родителей должны подчеркнуть то, что война — не компьютерная игра и в ней гибнут реальные люди, это большая трагедия. Поэтому никакие шутки на эту тему недопустимы, люди должны помогать близким и делать все для приближения мира. Возраст 5-10 лет во многом закладывает основы этических норм, нужно говорить с детьми о сострадании к близким, ценности человеческой жизни, учить помогать другим.
С 10-11 лет многие дети уже проявляют активный интерес к происходящему. Вы можете объяснить им свой взгляд на конфликт. Постарайтесь рассказать историю конфликта хотя бы в общих чертах. Важно рассказать, что ваша точка зрения не единственная, ребёнок встретит и другое мнение. Учите ребенка не проявлять агрессию в отношении тех, кто думает иначе», — отметила специалист.
Филоненко добавила, что рисунки танков на асфальте или игры в войну — это естественная форма переработки информации для ребенка:
«Для ребенка нормально рисовать военные сюжеты. Дети читают и смотрят много на эту тему, естественно это воплощается в их играх.
На фоне военной операции такие сюжеты могут усиливаться, и не стоит останавливать детей. Для ребенка рисунок и игра — естественная форма переработки информации о жизни, форма переживания травматических событий. Если рисунки ребенка пугают вас, содержат слишком болезненные сюжеты, имеет смысл посоветоваться с психологом».
Общие правила при разговоре с детьми о военных конфликтах:
- не вовлекайте насильно в разговоры о военных действиях ребёнка, если он не проявляет интереса к событиям или пытается от них отстранится;
- подчеркивайте то, что в любой трагедии нужно быть на стороне добра и не приумножать насилие, а помогать людям;
- объясняйте простыми словами, не используйте слов, значение которых вы не можете объяснить что называется «на пальцах»;
- строго контролируйте видео контент, который ребёнок смотрит. Жестокие видео отрицательно повлияют на становление моральных норм ребёнка и могут вызвать психическую травму.
- старайтесь придерживаться фактов и контролируйте свои эмоции. Если родитель на грани нервного срыва или уже за этой гранью, внимание ребенка целиком сосредоточится на состоянии родителя. Объяснения станут бесполезны, а ваш вид напугает ребенка и заставит беспокоится о собственном и вашем благополучии;
- реагируйте на потребность ребенка поговорить о конфликте, отвечайте на вопросы, но не перегружайте информацией. Лучше периодически возвращаться к важному разговору, давая ребёнку время на то, чтобы подумать об услышанном.
По теме:
- В Туле по проспекту Ленина проехала машина-танк
- На «Киевском» — российский танк: тулячка купила необычный торт в магазине