Хагги Вагги и Кисси Мисси, два пушистых монстра с зубастыми улыбками – герои хоррор-игры Poppy Playtime («Поппи плейтайм»). По сюжету игры главный герой отправляется на заброшенную фабрику игрушек, сотрудники которой загадочно исчезли десять лет назад. Там его ждет Хагги Вагги. Изначально он был доброжелательным, но из-за аварии на фабрике стал охотиться на главного героя, поэтому, если вовремя не убежать, синий пушистый монстр может съесть. Ярко-розовая Кисси Мисси, как считают некоторые, — это женская версия Хагги Вагги, либо его сестра.
Хагги Вагги и Кисси Мисси буквально захватили детские сердца. Последние месяцы юные туляки не выпускают эти яркие игрушки из рук, а практически в каждом детском магазине есть отдельная полка с героями жутковатой компьютерной игры.
Другая, не менее леденящая душу родителей, компьютерная игра — Five Nights at Freddy’s, или ФНАФ. Действие происходит в пиццерии под названием «Freddy Fazbear’s Pizza», где игрок выступает ночным охранником, который должен обороняться в кабинете от «оживающих» по ночам аниматроников — медведя Фредди, кролика Бонни, курицы Чики и лиса Фокси. Именно об этих персонажей, но в качестве реальных игрушек, мечтают современные дети.
«Моей дочке пять лет. Про компьютерную игру ей рассказал друг в садике, потом она увидела этих игрушечных монстриков, когда была в гостях. Жуткие пугающие персонажи. Кровь и насилие — вот, что демонстрируется в видеороликах по мотивам этой игры. Теперь дочь просит меня купить ей игрушку — персонажа, на мой взгляд, абсолютно непривлекательного внешне, даже агрессивного. Как мне реагировать на это? Купить, чтобы дочь была, как и ее друзья — «в тренде» или запрещать? Как ей возразить?» — рассказывает «Тульской прессе» обеспокоенная читательница.
Давайте разбираться: опасны ли для детей современные тренды, вроде «Хагги Вагги», и как на них реагировать родителям? Отвечают психологи.
Мальвина Мацук, кандидат психологических наук, семейный и детский психолог
«Само по себе увлечение Хагги-Вагги, Сиреноголовым и прочими странноватыми, с точки зрения взрослого, персонажами, не несет опасности для психики ребенка. Почему?
Во-первых, дети — такие же социальные существа, как и взрослые, но при этом — менее критичные. Поэтому они легко подхватывают тренды, но и так же легко к ним остывают. Быть «в теме», обладать такой же игрушкой, как у всех в классе, дворе или школе — одно из условий комфортного общения со сверстниками.
Во-вторых, человеческая жизнь пронизана хорошими и плохими событиями, добром и злом, условными светом и тенью. Играя с монстрами и чудищами, ребенок получает психологическую разрядку от тяжелых чувств и эмоций. То же самое происходит и со взрослыми, например, при просмотре фильмов ужасов: как-то само собой легчает.
В-третьих, можно спросить у своего ребенка, чем именно его привлекает тот же Хагги-Вагги. Возможно, вы узнаете, что ваше восприятие в корне различается. И Хагги — это не монстр с акульими зубами, а милое существо, которое любит обниматься.
Когда же можно начинать волноваться? Если ребенок зациклен на одной игрушке: неважно, хоть на Кисси-Мисси, хоть на Чебурашке.
При этом он отказывается играть во что-то другое, испытывает сложности с общением, сном и аппетитом, подавлен или слишком возбужден. Все это может быть признаком психологического неблагополучия и поводом для обращения к детскому психологу, неврологу или психиатру».
Светлана Дождева, кандидат психологических наук, клинический психолог
На предмет безопасности для жизни и здоровья игрушки проходят обязательную сертификацию, а вот оценка психологической безопасности не является обязательной и проводится по желанию производителя. Не так много игрушек, которые напрямую вызывают нежелательные последствия в виде агрессивности, жестокости или каких-либо еще негативных эмоций и поступков сами по себе.
Поэтому родителям нужно:
- обращать внимание на рекомендованный возраст использования, указанный на этикетке (безопасность игрушки);
- для малышей не покупать игрушки ярких кричащих цветов и сложных оттенков, а также сочетания большого их количества в одной игрушке (это возбуждающе действует на нервную систему, а в младенческом и раннем возрасте формируются сенсорные эталоны, в том числе восприятие цвета. Поэтому необходимо, чтобы сначала сформировались четкие представления об основных цветах);
- не покупать игрушки, навязывающие однозначно агрессивный способ игры (сжатые кулаки, оскаленные зубы);
- взрослый также должен исходить из того, что пугает и вызывает страх именно у его ребенка, и не покупать те игрушки, которые будут это чувство поддерживать;
- нужно помнить, что на поведение ребенка оказывают влияние взрослые: их собственное поведение, а также высказываемое одобрение или осуждение действий ребенка. Если взрослый поощряет агрессию или сам ее демонстрирует, то это поведение может воспроизводиться и в игре детей с любыми игрушками, даже с «добрыми».
На родителях лежит ответственность за выбор игрушек и игр, в которые играет ребенок. Они должны быть в курсе того, что ребенок смотрит (мультики, обзоры видеоигр), в какие компьютерные и прочие игры играет. Здесь многое зависит от возраста ребенка: чем он меньше, тем больше родительского контроля и участия в выборе игрушек. К подростковому возрасту возможности и эффективность контроля этой части жизни ребенка значительно снижаются. Но при адекватной модели родительского поведения и доверительных отношениях с ними у подростка формируется внутренний цензор и он сам (при поддержке родителя в случае необходимости) должен учиться справляться с выбором и оценкой контента.
Если говорить про деструктивное поведение вообще (агрессия, самоагрессия), то оно возникает у детей как естественная реакция на ненормальные обстоятельства жизни и людей, которые не дают им того, без чего они не могут развиваться нормально. Это последнее и самое важное. А игры и игрушки — это второстепенное.
Если ребенок настойчиво выбирает агрессивные игры и игрушки — это сигнал неблагополучия, а не его причина.
Екатерина Мороз, дипломированный психолог, работает в методе гештальт-подхода
Во все времена были «страшилки» для детей. Вспомнить хотя бы персонажей русских народных сказок: Баба Яга, Кикимора болотная, Кащей Бессмертный. Тревога и страх после прочтения, прослушивания сказки и просмотра видеоролика легализуются. Легенда, окружающая этих «монстров», становится историей, переходящей из внутреннего страха во внешний план. И эта история уже не кажется такой страшной и завораживающей, окутанной тайной, историей которую рассказывают зловещим шепотом и делая «страшные» глаза при этом.
Дети часто просят купить мягкую игрушку или вещь с изображение своего любимого героя, таким образом, пытаясь обезопасить себя.
Игрушка становится уже вроде как другом и товарищем. Проиграв эту историю во вне, процесс перерабатывается психикой и уходит во внутренний план, переставая волновать ребенка, либо интенсивность этого волнения снижается. Другое дело, когда ребенок после просмотра этих видеороликов и разговоров с друзьями о них, не находит этой разрядки и внутреннее возбуждение перерастает в беспокойство, страх, тревогу и невозможность заснуть или ночные кошмары.
Не говорите, что подобное создание слишком смешное: не обесценивайте детский страх. Ребенок будет по прежнему страдать. Внимательно выслушайте его, а еще лучше сами вспомните, как вы страдали от подобных страхов, когда были маленькими.
По мнению психоаналитика Мелани Кляйн. страхи чаще всего исчезают сами по себе. По мере того как ребенок взрослеет, накапливает знания, понимает, что многие вещи не могут быть реальными или возможными, увеличивается его уверенность и самоконтроль. Реагировать можно по разному.
Но лучше разделить этот интерес ребенка, полюбопытствовать про монстра: какой он, чем понравился, откуда взялся, есть ли у него друзья и враги? Можно поиграть с ребёнком, порисовать, снять вместе видеоролик-сказку для семейного архива. Это снизит уровень актуальности этого персонажа и тревогу ребёнка.
В любом случае важно помнить, что все эти монстры — это веяние моды, которая проходит рано или поздно. Как уже это было ранее с «черной перчаткой» и «гробом на колесиках».
Олег Захарченко, психолог, работающий в русле краткосрочной психологической помощи
«Прежде всего, не следует вставать в оппозицию к ребенку, категорически запрещая смотреть и интересоваться «страшной» темой.
Запреты не действуют. Дети изучают мир, интересуются им, познают границы своих эмоций. Любой родитель, положа руку на сердце, может вспомнить эпизоды из своего детства, когда в пионерском лагере или просто в компании на совместных ночевках, занимались пересказом «страшных» историй «Про черную руку», «Гроб на колесиках» или подобных, леденящих душу ужастиков.
В любом навыке важна тренировка, пугая себя и друг друга, дети, таким образом тренируют свою нервную систему, пробуют ее на прочность.
Это вовсе не значит, что можно поощрять бесконтрольные «тренировки». Как и в спортивных тренировках, тут можно переусердствовать и получить травму.
Родитель должен быть не запрещающей и карающей фигурой, а заботливым и внимательным тренером. Важно проявить искренний интерес к увлечению ребенка, а не отмахиваться, обесценивая этот важный опыт: «Что за бред ты смотришь?! Лучше бы книжку почитал!» Сесть рядом с ребенком, обсудить терпеливо то, что он видит. Активно слушая и вникая, обсудить почему это так важно для него.
Необходимо помнить, что лучшим «противоядием» против страха, является юмор. Найти в ролике то, над чем можно посмеяться, обратить увиденное в добрую шутку без сарказма и уничижения.
Использовать фигуру, образ и историю с монстром для развития фантазии и творческого мышления. Стимулировать креативность: нарисовать монстра в необычной обстановке, вместе придумать сказку с монстром и счастливым концом, «возвести» любимого монстра в круг «друга семьи», побуждая ребенка обращаться к нему за советом в шутливой форме.
Увлечение монстрами с возрастом, несомненно, пройдет. Фигура монстра забудется, вытеснится из памяти, но родительский гнев, обесценивание и оппозиция к интересам ребенка, могут сформировать психотравму, которая будет еще долго влиять на поведение уже взрослого человека».