У истоков всей отечественной металлургии стоит Тульская область, где более трехсот лет назад был построен первый металлургический завод. Его рабочие заложили славные трудовые традиции, которые сегодня достойно продолжают современные металлурги – работники литейных и прокатных цехов, инженеры, доменщики, технологи.
Образ металлурга не менялся десятки, а то и сотни лет – так он и остался в наших головах. Кого не спроси, ответят: металлург — это крепкий мужчина в спецовке и каске, со слоем копоти на лице и руках, со специфическим запахом раскаленного металла.
Но времена меняются, и на смену тяжелому физическому труду приходят современные технологии — сейчас металлурги все больше работают головой. Хороший пример тому — компания ЕВРАЗ, которой в этом году исполняется 30 лет. О профессии металлурга в XXI веке и многом другом корреспондент «Тульской прессы» поговорил с сотрудниками ЕВРАЗ Узловая накануне их профессионального праздника.
Антон Комраков, главный специалист по технологии завода ЕВРАЗ Узловая
Родился я и вырос в Туле. В моей семье уже не одно поколение металлургов, поэтому сразу после школы я пошел учиться в Тульский государственный университет на кафедру «Физика металлов и материаловедение».
В 2010 году я устроился на ЕВРАЗ Ванадий Тула – в центральную заводскую лабораторию, с которой и началось мое профессиональное развитие. Работал технологом, набрался опыта и стал участвовать в реализации проектов — сначала небольших.
Этот проект [ЕВРАЗ Узловая] пока самый масштабный из всех.
С меня началось проектирование всех технологических процессов, хотя справедливее будет сказать, что как главный специалист я аккумулировал, собирал вокруг себя и структурировал знания, которыми уже обладали специалисты ЕВРАЗ Ванадий Тула и я сам.
Илья Широких, главный механик завода ЕВРАЗ Узловая
Я родился и вырос на Донбассе, в городе Алчевск (Луганская область, прим. редакции). Могу похвастаться – я металлург в пятом поколении. После девятого класса пошел в местный индустриальный техникум, а после – слесарем на металлургический завод. Тогда же стал учиться на заочном отделении Донбасского государственного технического университета.
В Россию я приехал в 2015 году. Сначала в город Лермонтов Ставропольского края — на гидрометаллургический завод, где работал инженером конструктором, потом в город Нальчик – был заместителем главного инженера по оборудованию.
В 2019 году я устроился в ЕВРАЗ — и сразу включился в проект ЕВРАЗ Узловая. Вообще это очень интересная история. В 2017 году инициативная группа ЕВРАЗ реализовывала в Лермонтове проект опытно-промышленной установки, а я – контролировал монтаж как куратор. Но ввиду своего пытливого характера мне пришлось вникнуть во все производственные процессы, при этом не просто контролировать – а взять на себя руководство по монтажу. Так я и познакомился со своими будущими коллегами – командой ЕВРАЗ.
Павел Денисович, начальник службы охраны труда и промышленной безопасности ЕВРАЗ Узловая
Я родился в городе Междуреченск Кемеровской области, вырос там же.
Специалистом по охране труда начал работать на «Распадской» (угольная компания, расположенная в Междуреченске и Новокузнецке, прим. редакции). В 2012 году я присоединился к команде ЕВРАЗ.
Потом меня пригласили в Тульскую область возглавить службу охраны труда и промышленной безопасности на ЕВРАЗ Узловая. Работу здесь я начал в 2021 году, когда проект завода уже был готов на бумаге, и подрядная организация приступила непосредственно к реализации.
Моя основная задача — не допустить случаев травматизма на строительной площадке, как среди своих подчиненных, так и среди работников подрядной организации.
Современным металлургам – современное производство
Все трое сейчас работают над масштабным проектом ЕВРАЗ Узловая. Антон отвечает за технологию производственного процесса, Илья – за оборудование. А Павел уже контролирует весь процесс строительства в Узловой.
Что известно о новом заводе? В 2019 году на Петербургском международном экономическом форуме губернатор Алексей Дюмин подписал соглашение о сотрудничестве с компанией ЕВРАЗ. Через два года на территории Особой экономической зоны «Узловая» состоялась закладка символического камня под строительство будущего завода.
На площадке уже проложили водопровод, подвели электроэнергию, смонтировали помещения временного строительного городка с комнатами для проживания, столовой и штабом по строительству, появилась медсанчасть. На площадке работают более 200 человек: в основном — это строители из Тулы, Тульской области и ближайших регионов.
Строительные и пусконаладочные работы планируется завершить в 2024 году, а выйти на произвоственную мощность ЕВРАЗ Узловая планирует в 2025 году.
Антон Комраков
Структура работы над проектом была следующая. Технологическая служба разработала логистику движения сырья и готовой продукции, подобрала необходимое для производства оборудование. Так завод приобрел свои первые очертания, а далее к проекту подключились вспомогательные службы – механики, энергетики, специалисты АСУТП (специалисты отдела автоматизированных систем управления технологией производства, прим. редакции).
Механики – непревзойденные эксперты в том, какой материал подобрать на те или иные производственные емкости, какой толщины и массы они должны быть, какое оборудование лучше в производстве. Энергетики занимались вопросами электро- и энергоснабжения – их работа уже в активной стадии реализации. Специалисты АСУТП, на основании логики технологического процесса, подбирали оборудование для контроля – это контроллеры, датчики давления и прочее.
Во время работы над проектом было несколько вариантов размещения оборудования. Важно, что общими усилиями механиков, энергетиков, технологов мы пришли к наиболее оптимальному варианту, а также проработали внутреннюю логистику – чтобы было меньше действий, но больше безопасности.
В дальнейшем мы обратились в службу снабжения. Исходя из наших расчетов, специалисты искали поставщиков оборудования для завода ЕВРАЗ Узловая в России. На сегодняшний день практически все оборудование подобрано: часть его хранится на строительной площадке в Узловой, часть – на складах поставщиков.
Сейчас над проектом ЕВРАЗ Узловая работают около полусотни человек. Каждый из нас – универсал, отлично понимающий как должен работать будущий завод.
Илья Широких
ЕВРАЗ — крупнейший в России производитель ванадия и один из крупнейших в мире. Производимый в Туле ванадий пользуется большим спросом в странах Азии (особенно в Китае, который считается первым по потреблению ванадия), странах Европы и СНГ.
Ванадий применяется в металлургии как легирующая добавка для получения жаропрочных, износоустойчивых, коррозионно-стойких сплавов. Он широко используется в атомной энергетике, черной металлургии, авиационной и космической отраслях, в изготовлении электронных устройств, при производстве аккумуляторов и магнитов. Ванадий незаменим при производстве сталей с особыми свойствами для агрессивных сред и суровых климатических условий Крайнего Севера.
Процесс производства ванадия довольно интересный. Не буду углубляться – расскажу проще. Сырье (ванадийсодержащий шлак) измельчается, проходит через фильтры и обжиг в печи, полученный концентрат обрабатывается кислотами и реагентами, высушивается – и на выходе мы получаем кристаллический пентоксид ванадия. Такова технология на действующем заводе ЕВРАЗ Ванадий Тула — такой она и будет на производстве в Узловой.
Еще один важный момент. При проектировании нового завода нами учитывались современные экологические программы. Здесь, в Узловой, будет создан замкнутый цикл водопользования — мы принципиально отказались от использования канализации для сброса воды. То есть все производственные, ливневые и хозбытовые стоки будут очищаться, и полученная вода снова использоваться при производстве ванадия. Выбросы тоже минимальные – в атмосферу будет попадать практически пар.
Павел Денисович
Моя работа сконцентрирована непосредственно на строительной площадке в ОЭЗ «Узловая», на которой сейчас находится порядка 200 человек. Организация работы с точки зрения безопасности лежит на нашем отделе: мы разрабатываем методические материалы, проводим обучение сотрудников, инструктажи и тому подобное.
Когда идет строительство, меняются требования к охране труда. На стадии земельных работ они одни, при заливке фундамента – другие, во время возведения металлоконструкций – третьи.
«Металлургия – это тяжелая отрасль, где приходилось работать и физически, и головой. Сейчас современные технологии значительно упрощают производственный процесс, обеспечивают безопасность и комфортные условия труда.
Мы находимся в постоянном движении, постоянно учимся и развиваемся. Поэтому могу с уверенностью сказать, что ЕВРАЗ Узловая будем примером современного, экологичного производства», — заявляет Антон Комраков.
СПРАВКА: В строительстве завода поэтапно будут задействованы 60 кранов, порядка 1 км конвейерной ленты. Общий вес оборудования на заводе — порядка 15 тысяч тонн.
На заводе ЕВРАЗ Узловая будут работать порядка 600 человек, и сейчас кадровая служба подбирает специалистов. На работу приглашаются инженеры, технологи, представители различных технических специальностей. По вопросам трудоустройства обращаться по номеру: 8-961-148-03-24.
Руководство ЕВРАЗ Ванадий Тула и ЕВРАЗ Узловая поздравляет всех металлургов и ветеранов отрасли с профессиональным праздником:
Каждое третье воскресенье июля в России празднуют День металлурга. Это праздничный день для всех, кто причастен к металлургической отрасли — сталеваров, прокатчиков, доменщиков, мастеров, инженеров, рабочих. Еще более особенный он для компании ЕВРАЗ, которой исполняется 30 лет.
Огромная благодарность всем металлургам за то, что вы делаете. Ваш нелегкий труд незаменим и важен для экономического благополучия страны. Желаем вам здоровья, счастья и семейного благополучия.