Летом этого года в Богородицком межрайонном суде завершилось рассмотрение дела о компенсации морального вреда. С иском обратились родственники пациентки, которая скончалась от кровоизлияния в мозг в местной районной больнице. Женщине было 43 года.
Два года назад тулячку доставили в Новомосковскую горбольницу с подозрением на инсульт. Дома она потеряла сознание и у нее случился эпилептический припадок. В больнице пациентку осмотрел дежурный врач-невролог. На тот момент женщина была уже в сознании, уверенно отвечала на вопросы и не высказывала никаких жалоб. Пациентке отказались делать РКТ, ссылаясь на то, что показаний к этому нет, а эпилептический припадок может случиться у каждого человека хотя бы раз в жизни.
«Во время осмотра пациентка находилась в ясном сознании, на вопрос есть ли какие-то жалобы, отвечала нет, что чувствует себя нормально, при уточняющих вопросах не беспокоит ли головокружение, головные боли, давала отрицательные ответы, на вопрос помнит ли она, что с ней произошло, отвечала, что помнит, что потеряла сознание.
Проведение РКТ было бы бессмысленно, отсутствовали клинические показания. Любой здоровый человек однажды в жизни может потерять сознание и дать эпиприступ, это не всегда говорит о тяжелой патологии головного мозга», — заявляла врач.
После осмотра в Новомосковске было принято решение отправить пациентку в Богородицкую ЦРБ. Поездка по бездорожью заняла 43 километра. В восемь вечера женщину привезли в больницу, а уже через 3 часа 50 минут она скончалась.
Мать и сестра уверены, что причиной смерти стало некачественное оказание медпомощи. По их словам, врачи проигнорировали диагноз фельдшера и данные анамнеза, а также отказались делать томографию из-за того, что нужно было дезинфицировать аппарат. Следователи возбудили уголовное дело, но оно было прекращено из-за отсутствия состава преступления.
Женщины решили продолжать борьбу и обратились в суд за моральной компенсацией. Они просили 1,5 млн рублей.
Суд установили, что для отказа проводить РКТ не было оснований. Дезинфекция занимает всего 15 минут. При этом если были важные основания для проведения томографии, пациентке должны были сказать об этом и также сообщить о рисках заражения коронавирусом. Тогда она могла сама написать отказ от процедуры, поскольку находилась в ясном состоянии.
Транспортировки в Богородицк можно было избежать, если бы в Новомосковске тулячке поставили правильный диагноз и сразу начали лечение:
«Транспортировка пациента без установленного диагноза на 43 км по бездорожью недопустима. Если бы заболевание было диагностировано после выполнения диагностического стандарта сотрудниками ГУЗ «Новомосковская городская клиническая больница», больная могла быть не транспортирована в ГУЗ «Богородицкая ЦРБ» на расстояние 43 км с соответствующими процедурами перекладывания, перемещения по тряской дороге, что с некоторой вероятностью могло не вызвать осложнения», — говорится в материалах дела.
При этом эксперты не увидели прямой связи между бездействием врачей и гибелью пациентки. То есть, женщина могла умереть и при качественном обследовании и лечении, учитывая тяжесть заболевания.
В результате суд решил частично удовлетворить требования истцов и обязал Новомосковскую горбольницу выплатить по 400 000 рублей матери и сестре умершей женщины.