В августе Алексинский межрайонный суд рассмотрел гражданский иск местной жительницы к АО «Воркутауголь» (Угледобывающее предприятие, — прим. редакции). От руководства предприятия женщина требовала компенсировать ей моральный вред за смерть супруга, почетного работника угольной промышленности, и возместить расходы на погребение.
Муж заявительницы почти тридцать лет работал на одной из шахт АО «Воркутауголь»: сначала электросварщиком, а затем мужчина перешел на должность подземного горномонтажника. Сложные условия работы, большие физические нагрузки, длительное нахождение в неудобной позе (почти половину рабочей смены мужчина проводил на коленях или сидя на корточках), огромное количество углеродной пыли серьезно подорвали его здоровье.
За время работы на шахте мужчина приобрел ряд профессиональных заболеваний и был уволен по состоянию здоровья.
Бывшему шахтеру бессрочно установили вторую группу инвалидности и 80% утраты трудоспособности. Ему требовалась постоянная медицинская помощь, а из-за недостатка кислорода (таковы последствия заболевания) мужчина мог уснуть в любом месте. Лечащий врач посоветовал ему чаще находиться на свежем воздухе и по возможности переехать в частный дом — тогда супруги взяли кредит и купили дачу.
У них также была двухкомнатная квартира. По рассказам заявительницы, ее супруг спал в одной комнате и в сидячем положении, потому что лежа задыхался. Женщина спала в другой комнате, ее кровать стояла таким образом, чтобы она могла в любой момент увидеть мужа. Пока он спал, она подходила к нему и прислушивалась к дыханию.
Смерть любимого супруга, который был для нее поддержкой и опорой, тяжело сказалась на физическом и психологическом состоянии заявительницы, радикально изменив ее жизнь. По словам родственников, после похорон она два часа лежала на могиле мужа и не уходила.
Женщина потеряла сон и аппетит, стала много плакать (любые разговоры о покойном муже до сих пор вызывают у нее слезы), участились головные боли и появились проблемы с давлением. Вместе с супругом она воспитывала троих детей: после похорон отца дочь и сын жили некоторое время с матерью, чтобы поддержать ее. Женщина везде развесила фотографии покойного и сейчас к ним подходит, чтобы «поговорить».
Выбросить вещи мужа женщина так и не смогла — лишь небольшую их часть отдала соседям и детям, а остальные вещи хранятся дома. Приобретенную в кредит дачу она продавать не стала, чтобы сохранить память о муже.
Причиненный смертью супруга моральный вред женщина оценила в 1 миллион рублей; еще 127 360 рублей она потребовала взыскать в качестве компенсации за похороны, поминальный обед и памятник. Как выяснилось в суде, положенную в случае смерти бывшего сотрудника компенсацию АО «Воркутауголь» не выплатило: оснований для этого руководство предприятия не увидело.
Суд встал на сторону вдовы и признал, что смерть ее супруга наступила из-за ряда профессиональных заболеваний, полученных во время работы на шахте. Гражданский иск был полностью удовлетворен: теперь руководство АО «Воркутауголь» обязано выплатить женщине 1 миллион рублей в качестве компенсации за моральный ущерб и 127 360 рублей — за организацию похорон.