Советский районный суд Тулы продолжает рассматривать уголовное дело о мене Центрального стадиона — очередное заседание состоялось 31 августа. Обвиняемой по делу проходит заместитель председателя комитета имущественных и земельных отношений Татьяна Силаева (на момент сделки — председатель КИиЗО, прим. редакции), сейчас ей вменяют злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ).
Мена состоялась в конце 2014 года: тогда в собственность города перешел Центральный стадион, Восточная и Западная трибуны, футбольный манеж и еще один объект на улице Железнодорожной. Частник же получил территорию бывшего трамвайного депо на улице Оборонной, где через несколько лет началась жилая застройка.
В результате мены МКП «Тулгорэлектротранс» остался без площадки для размещения автобусного парка и был вынужден арендовать территорию на улице Оборонной у нового собственника. Оцениваемый в настоящее время ущерб превышает 204 миллиона рублей.
Сегодня были допрошены бывший директор МКП «Тулгорэлектротранс» Геннадий Мельников (занимал должность с марта 2013 по октябрь 2014 гг., прим. редакции) и действующий — Алексей Марушкин.
Геннадий Мельников
Как и год назад, Геннадий Мельников рассказал, что будучи директором предприятия он посещал (и не раз) территорию депо на Оборонной.
«Я неоднократно говорил, это было очень старое трамвайное депо, построенное специально для трамваев. Построенное давно и некачественно. В бытность мою директором там располагался весь автобусный парк. Как я уже говорил, автобусы с трудом располагались там. Располагались они на открытых стоянках», — добавил он.
Отвечало ли депо на улице Оборонной требованиям предприятия, разместившего там автобусный парк? Геннадий Мельников ответил: «Минимально». И отвечая на вопрос судьи, перечислил все, что находилось на территории бывшего трамвайного депо в 2014 году.
«Когда я вступил в должность, то совершил визит на все объекты [предприятия]. Первым — на Оборонной, это был основной объект, к которому было приковано внимание. Как я уже сказал, это было спроектированное по нормам середины века трамвайное депо, построенное в послевоенные годы. И переоборудованное в девяностые годы под автобусный парк.
Все это депо было в рельсах. Они проходили сквозь здания: трамваи должны были по кольцу заходить, обслуживаться и выходить на стоянку. Часть рельсов была присыпана срезкой и щебенкой, часть — была нарушена. Ворота (в одном из зданий депо, прим. редакции) были в плачевном состоянии: их пытались уплотнить, чтобы сквозняков не было в зимнее время. Ямы, которые использовались для ремонта автобусов (я уже говорил об этом), не были предназначены для этого. Они были больше, и автобусы попросту нависали. Ямы для ремонта трамваев, но мы там ремонтировали автобусы.
На территории депо была котельная, которая была в рабочем состоянии. Ее обслуживали — я не помню, кто если честно. Она [котельная] подавала тепло на наш участок и какие-то другие дома. Там находилась теплица — это уже притча во языцах — в ужасающем состоянии».
«Для чего была теплица?», — спросила судья. «Для меня это так и остается загадкой», — заявил Геннадий Мельников. И продолжил: «Была столярная мастерская, но она использовалась и для других нужд, помимо столярных. Была подстанция. Была диспетчерская — там находилась диспетчерская, были кассы приема выручки, подсобные помещения чисто канцелярского плана. Будка охраны была функционирующая. И еще масса помещений, о которых сходу вспомнить невозможно».
Содержание имущества в надлежащем состоянии безусловно требовало затрат. Но на тот момент сотрудники МКП «Тулгорэлектротранс» выходили из ситуации собственными силами: подстраивали ремонтные ямы под автобусы, отсыпали бывшие трамвайные рельсы щебенкой — «чтобы хоть подвеска была жива».
«Любой объект требует вложений. Вопрос в чем: каких вложений? На мой непрофессиональный взгляд, но в этом депо, если бы оно продолжало функционировать, требовались бы какие-то капитальные затраты», — подчеркнул свидетель.
По словам Геннадия Мельникова, на тот момент руководство предприятия расположение автобусного парка не устраивало. «Мы искали альтернативную площадку — это была только наша инициатива. Но найти то, что нам необходимо, то, что устраивало бы нас с технической точки зрения, мы не смогли».
«Имущество на Оборонной находилось у МКП «Тулгорэлектротранс» в оперативном управлении. То есть мы должны были осуществлять текущую деятельность, используя это имущество», — рассказал Геннадий Мельников. «Что вы могли сделать с этим объектом — продать, подарить?», — уточнила судья.
«Любые движения с имуществом должны обязательно быть согласованы с собственником. Таковым является муниципальное образование город Тула в лице комитета имущественных и земельных отношений», — объяснил Геннадий Мельников.
Он подчеркнул, что обменять депо на что-либо другое предприятие не имело права.
«Я мог сказать, что выступаю против мены, мог донести позицию до руководства — до администрации и в частности КИиЗО».
Алексей Марушкин
Словно повторяя слова Геннадия Мельникова, действующий директор МКП «Тулгорэлектротранс» Алексей Марушкин заявил, что депо на улице Оборонной предназначалось для трамваев. Для размещения автобусов эта территория не подходила — как минимум, не была заасфальтирована.
«Когда мы собирались переезжать (с Оборонной, прим. редакции), рассматривали другие площадки в городе. У нас, к сожалению, нет ни одной муниципальной площадки, где можно было разместить автобусный парк», — отметил директор предприятия.
Подходила ли для автобусного парка территория на улице Железнодорожной (ее город получил вместе с территорией стадиона, прим. редакции), Алексей Марушкин ответить не смог: «К автобусному парку есть определенные требования. Чисто теоретически по площади, наверное, подходило, но можно ли там было построить автобусный парк — неизвестно». Он также рассказал, что несколько лет назад в администрации разрабатывалась идея построить площадку в Гостеевке. На предпроектные работы были заложены деньги — примерно 7-8 миллионов рублей. Но потом, объяснил Алексей Марушкин, наступила пандемия.
Сейчас МКП «Тулгорэлектротранс» размещает свой автобусный парк на Новомосковском шоссе, арендуя территорию у ООО «Квант». Договор аренды заключен на десять лет, и по словам Алексея Марушкина, годовая аренда обходится им примерно в 25 миллионов рублей. И на его взгляд, эта сумма незначительная — всего 1-2% от общих затрат.
После он попытался объясниться: «Я не специалист, чтобы решать — значительные это затраты или нет. Почему назвал такой процент? Оборот нашего предприятия — около 1,3-1,4 миллиарда рублей в год. А эти 25 миллионов так и получается».
На вопрос обвинения, как изменилось экономическое положение предприятия после мены трамвайного депо, он ответил:
«У предприятия просто появилась новая статья расходов. Тут невозможно сказать повлияло или нет, просто появилась статья на аренду площадки для автобусного парка. А могла появиться статья на капитальный ремонт старой площадки».
Как оказалось Алексей Марушкин, вернувшийся на должность директора МКП «Тулгорэлектротранс» три недели назад, новое обвинительное заключение не читал и не знает, что сумма ущерба увеличилась в разы. Он пообещал суду изучить документы и вместе с юристом предприятия подготовить ответ.
Судебное заседание отложено на 5 сентября.