После публикации «Тульской прессы» «Пустые щи и просроченная молочка: в тульских школах забраковали полтонны еды» в редакцию с криком души обратилась Людмила, сотрудница одного из тульских образовательных учреждений. Женщина занимается организацией питания для учеников и рассказала, почему школьники отказываются есть в столовых.
Озвучивать номер образовательной организации, в которой трудится, Людмила не стала по понятным причинам. Но она искренне хочет, чтобы тульские дети ели вкусную и здоровую пищу, и надеется, что ее слова помогут улучшить ситуацию. Публикуем взгляд изнутри на проблемы школьного питания в Туле.
В последнее время, по словам Людмилы, работа школьных столовых претерпела кардинальные изменения: от частой смены поставщика питания до сокращения доли сахара в блюдах.
«В прошлом году школьное меню разрабатывалось управлением образования. Ни с работниками, ни с зав. производством оно не обсуждалось. Нам его просто «спустили», мол, кормите детей. Мы пытались внести свои коррективы, чтобы дети ели, чтобы блюда им нравились. Нас никто не слышал», — рассказывает Людмила.
В качестве меры по борьбе с сахарным диабетом у детей, отмечает организатор питания, во всех блюдах снизили количество добавляемого сахара. Если раньше на приготовление еды в неделю у работников столовой уходило два мешка, то в прошлом учебном году — уже один мешок. Соответственно, норма для каждого блюда также снизилась на 50%.
«В каше — меньше на 50% сахара, в напитках — на 50% сахара. Дети перестают есть блюда. Они привыкли к сладкой молочной рисовой каше, и теперь они ее просто не едят. Они не говорят, что им несладко, они говорят, что им невкусно», — отмечает Людмила.
Еще одно блюдо, которое возмущает женщину — это овощная солянка с гуляшом. По ее словам, выглядит она для детей непривлекательно и остается не тронутой. К жидкому гарниру из тушеной капусты добавляют мясной гуляш с подливкой. «Жидкое с жидким», — отмечает школьный организатор питания. Многие дети не хотят есть подобные блюда из-за их внешнего вида.
В меню на завтрак встречается и такая позиция как «Чай с джемом».
«Только это не джем, а повидло. И без сахара — это бурда просто. Чай такой — вода, разведенная с вареньем», — делится женщина.
При этом школьники очень охотно едят на завтрак макароны с сыром, но дают их раз в две недели. На полдник вместо привычного разнообразия фруктов — груши, апельсины, мандарины — школьники получают только яблоки.
Родители требуют изменений
В прошедшем учебном году в школах активно развивали контроль за питанием со стороны родителей. Наиболее активных взрослых приглашали в столовые, чтобы на деле показать, как питаются дети. Родителям предоставили возможность попробовать школьные блюда. Такая практика действует и в школе, в которой работает наша читательница Людмила.
«Мы с родителями писали акт, в котором они указывали, что хотят изменить в меню. Я отправляю их пожелания в городское управление. Поверьте, за год никто на это не отреагировал. И зачем я все это делаю, если нашему управлению это не нужно? Они не хотят ничего менять», — негодует женщина.
Каждые полгода — смена поваров
Не улучшает ситуацию по питанию и постоянная смена организации, которая занимается приготовлением еды в школе. Как рассказывает Людмила, в последнее время они меняются каждые полгода. Кроме нового названия в контракте на деле меняется многое: повара, посуда, руководители, офисы. В этом вопросе обратную связь со школ также не собирают. О новом поставщике питания просто сообщают «сверху», повлиять на это школа никак не может.
Есть в таких организациях и проблема с кадрами, уверена наша читательница:
«У них нет практически дипломированных специалистов. Зарплата у них небольшая, и опытных специалистов мало», — рассказывает Людмила.
Как улучшить школьное питание?
Людмила уверена, что дети должны уходить из столовых сытыми и довольными. И для этого блюда должны быть и полезными, и вкусными. Она выделила три основных пункта, над которыми, по ее мнению, необходимо работать:
- Стабильная работа поставщиков питания на длительный срок;
- Набор дипломированных кадров для работы в столовых;
- Сбор обратной связи по меню и его изменение по просьбе участников учебного процесса.
«Собрали бы заведующих производством, организаторов, мы бы посидели несколько дней и такое меню придумали, что оно было бы и вкусное, и полезное», — предложила организатор питания.