Вчера, 21 сентября, президент Владимир Путин объявил о начале частичной мобилизации в стране. На военную службу будут призваны запасники, имеющие военно-учетные специальности и боевой опыт. В эфире РБК председатель комитета Госдумы РФ по обороне Андрей Картаполов разъяснил, кого могут призвать в первую очередь, можно ли военнообязанным выезжать за границу и что будет с пустеющими рабочими местами.
– Приоритет отдается призывникам с боевым опытом. Значит ли это, что будут призываны только ветераны боевых действий?
– Нет, не значит. У нас есть категория людей, которые имеют боевой опыт, но не являются ветеранами. Вполне возможно, их услуги тоже потребуются. Хочу напомнить, что в любом случае будет проводиться медкомиссия на предмет соответствия резервиста возможности выполнения задач по состоянию здоровья. Человек мог заболеть после увольнения со службы в вооруженных силах. Очень тщательно будут за этим смотреть.
– Попадают ли под призыв чиновники?
– Конечно, если у них есть боевой опыт и они попадают под ранее озвученные критерии. Отмечу, что у нас есть три разряда военнообязанных запаса. Первый — это солдаты, сержанты, прапорщики и мичманы до 35 лет и младшие офицеры до 45 лет. Второй, соответственно, от 45 до 50 лет и третий — от 50 до 55 лет.
Скорее всего, в первую очередь будут рассматривать солдат первого разряда, так как они недавно завершили службу, знают, что такое современная техника, и имеют практический опыт ее применения. Им потребуется меньше времени на подготовку или переподготовку. Хочу подчеркнуть, и наш президент об этом говорил, что все призывники пройдут обязательно военную подготовку с учетом специальной военной операции и только после этого будут направлены для выполнения задач.
– Депутаты Госдумы и Совета Федерации освобождены от мобилизации?
– Нет. Согласно ст. 18 закона «О мобилизации» они освобождены от призыва на военную службу в мирное время. Председатель Госдумы Вячеслав Володин говорил, что у депутатов нет никакой брони. Если кто-то считает себя готовым выполнять задачи в рядах вооруженных сил РФ, они могут это сделать. Более того, ряд депутатов уже это делает.
– На что будут обращать внимание при мобилизации в первую очередь: на желание или военно-учетную специальность?
– В первую очередь, на желание. Это если мы говорим о депутатах. Во-вторых, на наличие опыта и в-третьих — на состояние здоровья. Все-таки от него никуда не денешься.
– Какие военно-учетные специальности сейчас востребованы?
– Я могу только предположить, что это операторы беспилотных летательных аппаратов, артиллерийские разведчики, водители и водители-механики, ремонтники и другие. Министерство обороны РФ четко знает, что им нужно. Были проведены необходимые расчеты и направлены в военные комиссариаты разнарядки с учетом необходимых требований.
– Может ли мобилизация коснуться студентов и выпускников военных кафедр с соответствующими специальностями?
– Студентов это не коснется никак. Они как учились, так и будут учиться. Вне зависимости от того, гражданский это вуз или есть военная кафедра. Что касается выпускников, они являются офицерами запаса, имеют военно-учетные специальности и могут быть призваны.
– На время призыва, каким образом сохранят социальные гарантии и рабочие места за резервистами?
– В Указе президента написано, что с момента призыва военнообязанный, становясь военнослужащим, получает все социальные гарантии и права, которые сегодня распространяются на военнослужащего по контракту. Это полный социальный пакет, льготы, денежные выплаты в рамках содержания и дополнительные выплаты за участие в спецоперации, если они будут там выполнять задачи. При этом сейчас Центробанк дал указания рассмотреть возможность кредитных каникул для тех, кто будет призываться. Я думаю, наши банкиры к этому прислушаются. Если же мы увидим, что банки не хотят принимать рекомендательную позицию, будем думать о пересмотре уже на законодательном уровне.
Что касается сохранения рабочих мест, мы вносили соответствующий законопроект. Сегодня можно четко говорить, что сотрудники предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) продолжат трудиться на своих местах, потому что их продукция и производство не менее важны в рамках частичной мобилизации, чем выполнение задач с оружием в руках.
– Контрактная служба это, по сути, тоже работа. Как здесь будет выстраиваться работа с бизнесом? Может, предусмотрены меры поддержки для тех, кто сохранит рабочие места?
– Мы прорабатывали этот вопрос в отношении ребят, которые заключали краткосрочные контракты в добровольном порядке — на 3 месяца. Здесь рассматривалось несколько вариантов сохранения рабочих мест: предоставления отпуска на этот срок или принятие на это место другого сотрудника. Поскольку сейчас мы не можем сказать, на какой срок и сколько по времени будут выполняться задачи, работа в этом направлении продолжится.
– Как и где будет проходить подготовка резервистов?
– Подготовка будет проходить на территории России на полигонах Минобороны РФ под руководством офицеров, имеющих боевой опыт и опыт участия в спецоперации. Я не могу определить временные параметры, потому что это зависит от многих факторов: самой военно-учетной специальности резервиста, уровня его подготовки и как давно он служил.
– Что делать, если место проживания и место прописки резервиста не совпадают?
– Это частные случаи, таких людей не много. Когда потребуется их найти, я думаю, что их найдут. Для этого есть разные способы.
– Какая ответственность предусмотрена за неявку после вручения повестки?
– 20 сентября во втором и третьем чтении был принят ряд поправок в законодательство, который ужесточает ответственность, в том числе за военные преступления. Что же касается неявки, мы будем руководствоваться существующими нормами закона.
– Планируются ли ограничения на выезд из страны для резервистов?
– Такая норма в законе «О мобилизации» прописана, но ввиду того, что мобилизация частичная, эта норма пока не задействована. Нет ограничений на перемещения внутри страны и на выезд за ее пределы. Как будет в дальнейшем развиваться ситуация — посмотрим. Но я бы в принципе не рекомендовал сейчас выезжать далеко и надолго за границу, в том числе военнообязанным, по целому ряду причин, не связанных с мобилизацией. А что касается перемещений внутри страны – пожалуйста, мы ничем не ограничены. Но на всякий случай, если кто-то сильно переживает, можно прийти в военкомат, к которому вы приписаны, и уточнить информацию в отношении самого себя: можно выезжать, на сколько и т.д.
– Почему бы вы не рекомендовали выезжать за границу?
– Вы знаете, надо будет посмотреть, как будет развиваться ситуация в международном плане. Совсем недавно наши бывшие партнеры – Латвия, Литва, Эстония, Польша – вообще закрыли доступ на свою территорию. Поэтому исключать, что могут закрыть возвращение на территорию РФ, тоже нельзя. И просто люди попадут в очень сложные условия, когда нужно будет вернуться, а таких возможностей будет немного.
– 300 тысяч резервистов — это окончательная цифра?
– У нас Минобороны и Генштаб — это серьезные структуры. Цифра в 300 000 не взята с потолка. Она просчитана, обоснована, исходя из наших возможностей по оснащению и обеспечению, в том числе социальными гарантиями, военнообязанных. Она просчитана и в том числе на период выполнения задач, которые будут поставлены. Если Минобороны озвучило такою цифру, значит, оно считает, что на данный момент этого достаточно.
По теме: