В России авторынок за последнее время кардинально поменялся — во многом причиной тому стал уход западных производителей с нашего ранка. При этом на место покинувших Россию марок стали приходить китайские автомобильные бренды. К примеру в 2022 году доля таких машин выросла с 3,7% в первом полугодии до 33% — во втором. Об этом сообщает деловая газета «Взгляд» со ссылкой на генерального директора ГК «Автодом» Андрея Ольховского.
При этом в 2023 году отечественный рынок может ждать увеличение доли китайских автомобилей — вплоть до 60%. В то время как ассоциация «Российские автомобильные дилеры» прогнозирует увеличение продаж до 250 тысяч автомобилей в год, тогда как в 2022 году были проданы 124,6 тысяч. Однако на настоящий момент лидерами рынка по-прежнему остаются отечественные марки. По прогнозу РОАД, в этом году их продадут около 440 тысяч штук, а иномарки, ввезенные по параллельному импорту, будут проданы в количестве около 100 тысяч штук.
При этом китайские автомобили уже давно не оказываются одними из самых бюджетных. Среди десяти самых популярных в России китайских моделей практически не осталось тех, которые стоили бы дешевше двух миллионов рублей. Единственным исключением пока остается Haval Jolion в минимальной комплектации — сейчас его стоимость стартует от 1,899 млн рублей. А вот минимальная средневзвешенная цена среди десяти самых популярных марок сейчас зафиксирована у Chery Tiggo 4 — 2,139 млн рублей. Далее по возрастающей отмечены Haval Jolion и OMODA C5. Замыкающими в десятке оказались автомобили, средневзвешенная цена на которые превышает 4 млн рублей — это Chery Tiggo 8 Pro Max и Exeed TXL.
На настоящий момент еще один сохраняющийся тренд на российском авторынке — это параллельный импорт западных автомобильных марок. Однако сейчас всплеска таких продаж уже не наблюдается, поскольку подобный способ ввоза сильно удорожает автомобиль, а клиентов пугают проблемы с запчастями. Из-за чего таким каналом импорта пользуются в основном дорогие марки для состоятельных клиентов. Как отмечает Андрей Ольховский, автомобили премиум-сегмента выгоднее поставлять из-за более высокой маржинальности.
«Средняя стоимость авто, которые завозят по параллельному импорту, составляет 3-5 млн рублей. На доставку каждого автомобиля в среднем уходит не менее 400 тыс. рублей без учета акцизного налога и НДС», – отмечает эксперт.
Еще один тренд российского авторынка — нарастающее внимание к автомобилям с пробегом, в том числе зарубежным. Только за 2022 год их было продано около пяти миллионов штук. И в 2023 году этот тренд сохраняется. По данным «Автостата», в течение первых двух месяцев 2023 года в России было перепродано новым владельцам около 755,4 тысяч легковых авто, этот показатель вырос на 5,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
На рынке вторичных автомобилей по-прежнему лидирует «Лада», следом за ей идут Toyota, Hyundai, Kia, а замыкающим оказывается японский Nissan. А вот среди моделей вторичных авто самым популярным оказался Ford Focus, уже после него идут Lada 2114, Hyundai Solaris, Kia Rio и затем Lada 2170.
В связи с увеличением интереса к подержанным машинам появился в российском автопроме еще один тренд — везти вторичные автомобили из-за рубежа. В первую очередь эксперт Ольховский объясняет это лучшим техническим состоянием автомобилей в сравнении с теми, которые эксплуатировались в России. Это связано с климатом в нашей стране, качеством дорог, бензина и горюче-смазочных материалов. Кроме того, некоторые клиенты предпочитают покупать даже подержанные автомобили в салонах, чтобы не наткнуться на мошенников. Для дилеров импорт вторичных автомобилей из-за рубежа решает проблему с нехваткой нужных моделей.
К примеру, в России пользуются популярностью подержанные автомобили из Японии. Не только из-за качества сборки, но и из-за небольшого срока эксплуатации. Поскольку в Японии установлен высокий налог на автомобили с пробегом более 100 тысяч км, владельцы продают свои автомобили обычно после 2-3 лет эксплуатации.
Однако несмотря на увеличение спроса предпосылок к снижению цен на авто с пробегом пока нет. В 2023 году прогнозируется наоборот рост цен.
«Подобный тренд связан с удорожанием новых автомобилей, а также ростом курса валют. Наибольший спрос отмечен на машины со сроком эксплуатации до пяти лет, следовательно, рост стоимости на них сохранится», – сообщает Андрей Ольховский.
В марте 2023 года средняя цена на автомобили с пробегом составила 1,349 млн рублей, что на 1% меньше, нежели в феврале. А вот по сравнению с мартом 2022 года цены выросли на 19%.