Несколько дней назад стало известно, что тульская правозащитница Елена Агафонова* попала в обновленный список иноагентов. Агафонова занимается волонтерской деятельностью в «Тульском областном народном совете». По данным Минюста, тулячка распространяла неограниченному кругу лиц материалы, созданные иноагентами. Агафонова также активно раздает комментарии для СМИ и youtube-каналов с аналогичным статусом.
В России закон об иноагентах вступил в силу с 1 декабря 2022 года. С тех пор люди, которые получают поддержку из-за рубежа или находятся под иностранным влиянием, имеют ряд ограничений на ведение деятельности в стране.
Кто может быть признан иноагентом:
- российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы;
- общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц, иностранная структура без образования юридического лица;
- физическое лицо независимо от его гражданства.
Под иностранным влиянием российские законодатели подразумевают «предоставление иностранным источником лицу поддержки или оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения или иными способами». Поддержка может выражаться как в прямой материальной, так и в организационно-методической или научно-технической помощи. Иностранными источниками могут выступать не только государства, организации, структуры и лица, так и российские юрлица или граждане, уже получающие зарубежное финансирование или поддержку.
Какие ограничения предусмотрены в России для иноагентов?
Иностранные агенты должны:
- сообщать о своем статусе своим работникам и органам публичной власти, в которые они обращаются, лоббируя свои интересы;
- маркировать производимые ими материалы.
Иностранные агенты не имеют права:
- осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних или педагогическую — в государственных и муниципальных образовательных организациях;
- производить информационную продукцию для несовершеннолетних;
- принимать участие в закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- получать государственную финансовую поддержку, в том числе при осуществлении творческой деятельности;
- осуществлять эксплуатацию значимых объектов критической информационной инфраструктуры и деятельность по обеспечению ее безопасности;
- участвовать в качестве эксперта в проведении государственной экологической экспертизы.
Также иностранные агенты не могут работать на государственной или муниципальной службе, быть членами избирательных комиссий, выступать организаторами публичных мероприятий. Также они не смогут инвестировать в стратегические предприятия в России, пользоваться системой упрощенного налогообложения, вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов и политических партий.
Если иноагент нарушит законодательство, то ему может грозить как административная, так и уголовная ответственность. Кроме упомянутых выше запретов, деятельность иноагентов не ограничена. Например, признанная иноагентом Юлия Латынина* (экс-обозреватель «Эха Москвы», покинувшая РФ более пяти лет назад) занимается производством медийного и видеоконтента. По данным RT, через две созданные в Эстонии компании Латынина зарабатывает на рекламе, а также получает гранты и пожертвования. В 2022 году финансовая поддержка увеличилась в четыре раза. По мнению экспертов, резкий рост доходов журналистки связан с СВО — с начала операции западные страны начали активнее интересоваться публичной дискредитацией России. Так, на своих площадках Латынина активно осуждает проведение спецоперации и действия Российской Федерации. Доход журналистки в 2022 году составил 220 тыс. евро (около 19,1 млн в пересчете на рубли).
Тулячка Елена Агафонова также продолжает свою так называемую общественную деятельность: оскорбления представителей регионального правительства и скандалы на камеру.
При этом, комментируя внесение своих данных в реестр иноагентов, Агафонова удивилась тому, что простой доярке присвоили такой статус. Отметим, что «простая доярка» (еще до получения иноагентского статуса) размещала ролики, в которых давала экспертные прогнозы на ближайшее будущее в стране, делилась рецептами изменения политического устройства РФ и делала громкие заявления от имени жителей Тульской области. Обращалась в своих роликах иноагент к «думающей части страны», мотивировала действовать, но при этом предупреждала: «За все действия ответственность несете исключительно вы!».
Одна из излюбленных тем Агафоновой — личные приемы у представителей органов власти. Общественница включает камеру и предлагает выстроить позитивный диалог. Правда, скорее, кажется, что она вовсе не хочет получить решение реальных проблем, а больше – поскандалить. Предлагает чиновникам сменить сферу деятельности, интересуется домашним адресом, пускается в около философские рассуждения, предлагает нашатырь и советует обратиться к психологу.
Агафонова в принципе очень талантлива и любит советовать. Хоть, по ее собственным словам, имеет три класса образования и умеет только доить коров. Но в промежутках между ведением личного хозяйства, воспитанием детей и походами в правительство, одиозная женщина находит время и силы записывать ролики, в которых делится экспертным мнением: о причинах глобального потепления, отравленных продуктах, принципах политического устройства, вариантах управления страной.
В некоторых роликах можно найти реквизиты банковского счета, на который можно перевести деньги для её поддержки.
Свои новые лозунги активистка, признанная иноагентом, отныне должна маркировать соответствующим предупреждением. Естественно, иноагент может снять с себя этот статус. В законодательстве определен порядок: человеку нужно подать заявление в свободной форме и приложить документы, подтверждающие прекращение обстоятельств, послуживших основанием для включения в реестр. Однако пример другого иноагента Юлии Латыниной наглядно иллюстрирует, насколько нужна такая процедура, учитывая рост её дохода после присвоения иноагентского статуса.
*Внесены в реестр иноагентов.