На основании многочисленных жалоб Управление Роспотребнадзора по Тульской области подало в суд на крупнейшие маркетплейсы. Сотрудники ведомства, изучив сайты «Wildberries», «Ozon», «Яндекс Маркет» и «Яндекс Плюс», обнаружили в их договорах нарушения прав потребителей.
Так, интернет-магазин «Ozon» не возвращает деньги за приобретенные сертификаты — это прописано в условиях продажи товаров физическим лицам. Но, согласно действующему закону, приобретение сертификата рассматривается как авансовая сделка: если он не «обналичен» (то есть товар по нему не приобретен), потребитель имеет полное право вернуть всю стоимость сертификата.
В правилах использования «Яндекс Маркета» указано, что расплатиться за товар можно лишь двумя способами — безналичным на сайте или через сервис быстрых платежей. Однако закон запрещает ограничивать покупателя в выборе оплаты (ст.16.1 Закона «О защите прав потребителей»). А в условиях подписки «Яндекс Плюс» есть положение, в соответствии с которым сумма, оплаченная за подписку, не возвращается при досрочном отказе. Штрафные санкции, препятствующие свободному праву потребителя на отказ от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, незаконны.
На сайте торговой площадки «Wildberries» указано, что юридическое лицо вправе списывать денежные средства по имеющимся платежным данным, даже если личный кабинет пользователя был удален. Однако ООО «Вайлдберриз» не является кредитной организацией, а значит, не может распоряжаться денежными средствами потребителей. Кроме того, маркетплейс нарушил закон, установив «платный возврат» — как при отказе от качественного товара, так и от товара с недостатками.
По факту установленных нарушений в отношении ООО «Интернет решения», ООО «Яндекс», ООО «Вайлдберриз» региональным Роспотребнадзором объявлены предостережения, а также подготовлены и направлены в суды пять исковых заявлений о признании действий маркетплейсов противоправными. Заявления приняты к производству и находятся на рассмотрении.
ПО ТЕМЕ: