В январе 2023 года Пенсионный фонд и Фонд социального страхования были реорганизованы. Знакомые тулякам ведомства исчезли и появился новый – Социальный фонд России, отделения которого создали во всех регионах страны. Предполагалось, что Соцфонд упростит получение социальных мер поддержки для всех – семей с детьми, пенсионеров и инвалидов.
В Тульской области реализация, безусловно, удачной идеи, к сожалению, подкачала. Во всяком случае, для тулячки Натальи – больше четырех месяцев женщина безуспешно обрывает телефоны горячих линий, пытаясь получить положенные по законы технические средства реабилитации для своей парализованной мамы, инвалида первой группы. Причем, речь не идет о сложном оборудовании типа многофункциональных кроватей для лежачих больных или подъемниках.
Несколько месяцев женщина добивается противопролежнего матраса и обычных подгузников.
Инвалидность 83-летняя Ветеран труда Нина Семеновна официально получила 13 марта. По протоколу медико-социальной экспертизы была составлена индивидуальная программа реабилитации (ИПР), в которую вошел необходимый минимум: противопролежневый матрас и подгузники из расчета три штуки на сутки [документы есть в распоряжении редакции]. Всеми вопросами по понятным причинам занималась Наталия – после серии инсультов ее пожилая мама потеряла не только способность двигаться, но и ясно мыслить.
«22 марта я позвонила в Социальный фонд России по единому номеру горячей линии. Мне сообщили, что информация об ИПР будет передана дальше и со мной свяжутся. Но никто не связался, и я вновь обратилась на горячую линию. Заново пересказала свою проблему и получила точно такой же ответ: «Вам перезвонят». Естественно, к тому моменту у мамы уже начали появляться пролежни – парализована она была фактически с осени 2022 года: оформление инвалидности заняло несколько месяцев, в течение которых я сама, к слову, инвалид второй группы, ухаживала за ней – переворачивала, делала массаж, меняла пеленки и памперсы.
Спустя несколько дней после повторного звонка со мной связались. Выяснилось, что я, оказывается, была обязана писать заявление и подавать заявку на получение матраса и памперсов. Сказал ли мне кто-то об этом заранее? Конечно, нет»
Наталия выяснила, что для получения технических средств реабилитации нужно собрать документы и подать их через МФЦ. Тулячка приготовила все бумаги, набрала в МФЦ и узнала примечательную информацию: оказывается, к инвалидам первой группы сотрудники многофункционального центра выезжают на дом. Почему специалист Социального фонда не сообщил об этом Наталии, до сих пор остается загадкой.
«4 апреля две сотрудницы МФЦ приехали к нам домой и все оформили. Но вот на вопрос, что будет дальше, я получила уже набивший оскомину ответ: «С вами свяжутся». Подождав неделю, я начала звонить сама. Выяснилось, что заявление на получение матраса и памперсов 5 апреля направили в Социальный фонд, который будет рассматривать его (!) до 23 мая.
Иными словами, прогрессивной организации нужно почти два месяца для того, чтобы выписать 83-летней парализованной пенсионерке один несчастный матрас и несколько упаковок подгузников. На мой вопрос: «Почему так долго», я получила лаконичное: «Таков порядок». Видимо, там надеются, что человек умрет раньше, чем добьется хоть какой-то помощи»
Отчаявшись, тулячка обратилась на горячую линию губернатора Тульской области – операторы порекомендовали обратиться в центральный аппарат Социального фонда России, который курирует клиентскую службу. Из центрального аппарата Наталию перебросили на другой номер и так по кругу.
«Я уже сбилась со счета, сколько звонков по скольким номерам сделала. В конце концов, перезвонили. Я снова пересказала всю историю. И снова впустую. Помогло повторное обращение на горячую линию губернатора – операторы нашли номер организации на Щегловской Засеке, которая занимается доставкой подгузников. Оказалось, если парализованному инвалиду нужны памперсы, он должен самостоятельно организовать их доставку. Ну, или ждать, когда у них появится транспорт. На удачу, в мое положение вошла сотрудница – 21 апреля на своей машине после работы привезла несколько упаковок. Второй раз – в конце мая»
В последних числах июня, когда запасы подошли к концу, тулячка вновь обратилась на Щегловскую Засеку (тульский филиал АО «Московское протезно-ортопедическое предприятие»), где ей сообщили, что двухмесячный контракт, заключенный Социальным фондом на подгузники, истек.
«В лучшем случае, по словам сотрудника филиала, новый контракт начнет действовать в августе. Такая ситуация, как уточнили, связана с тем, что поставщики подгузников сотрудничать с филиалом Соцфонда не хотят. Несколько дней назад со мной связались – спросили, получила ли я памперсы. Я рассказала о двух доставках и поинтересовалась сроками следующей – оказалось, что новые памперсы я получу в ориентировочно в августе.
В Туле основная проблема, кроме наплевательского отношения к инвалидам, конечно, состоит в том, что нет четкого алгоритма действий для таких случаев — никто ничего не объясняет сразу, приходится тратить месяцы, без шуток, на то, чтобы понять как действовать»
Наталия пошла на третий круг «прозвонов» и в итоге вышла на сотрудника тульского отделения Социального фонда России. Впрочем, ответа на свои вопросы она так и не получила.
«Оператор не сказала ничего внятного ни по поводу матраса, ни по поводу подгузников. Зато «обрадовала» — я могу покупать памперсы за свой счет и получать денежную компенсацию. Но так как моя мама очень пожилая и никогда не пользовалась банковскими карточками, вернут нам только половину стоимости.
Не выдержав, я прямо сказала, что буду писать жалобу, на что получила ответ: «Пишите, куда хотите».
Наталия и написала – в редакцию «Тульской прессы». Мы просим считать эту публикацию официальным обращением в прокуратуру и продолжим следить за развитием событий.
Заявленный срок рассмотрения заявки на технические средства реабилитации (23 мая) вышел больше месяца назад. Противопролежневый матрас на момент публикации тулячке так и не привезли.