Вкусные и качественные продукты местных фермеров уже знакомы многим тулякам. Наверное, главное отличие фермерской продукции не только в ее натуральности и качестве, но и в том, что за ней почти всегда есть история – история поиска себя, история семьи, история успеха. Сегодня мы расскажем о молодом тульском пчеловоде из села Ботвиньево Одоевского района Алексее Сапове.
Алексей – не первый пчеловод в семье, ульи появились еще у его деда в 1952 году, так что история семейного дела насчитывает уже более 70 лет. Дед передал тонкости отцу Алексея, Александру Алексеевичу. А тот, в свою очередь, своим детям. Но полностью погрузиться в пчеловодство молодой человек решился не сразу:
— Я получил техническое образование и начал работать в строительной лаборатории, где мы занимались экспертизой зданий и сооружений. Но параллельно появлялись мысли о пчеловодстве, о том, как развить дело, внести в него какую-то изюминку. В качестве эксперимента попробовал сделать бочонок для меда — получился классный сувенир с ароматным лакомством. Медовое мыло – тоже в числе первых опытов, оказалось, что это интересный и востребованный продукт.
Так, увлекшись, я решил посвятить себя пчеловодству. Сомнения на старте конечно были, в моей семье все работали в найме, и было страшно взять ответственность полностью на себя за бизнес, за пасеку. Но меня поддержала и сейчас продолжает поддерживать вся семья – сестра с мужем и сыновьями работают на пасеке, жена Мария занимается дизайном продуктов, отец всегда готов поделиться опытом и помочь советом. И сейчас есть четкое понимание – выбор в пользу семейного дела был сделан правильно
Сейчас пасека Саповых за год производит 3-5 тонн чудесного медового лакомства, а еще здесь делают замечательные сувениры – благоухающие восковые свечи, нежное и ароматное медовое мыло. Отдельная тема – продукты пчеловодства.
— Многие не знают, что такое, например, пыльца и перга. Но когда узнают, что откуда берется, сколько в них много витаминов и полезных веществ, и какие это полезные для здоровья продукты — с удовольствием пробуют и приобретают, — рассказывает Алексей, — Бывают и интересные вопросы от покупателей – так, иногда на ярмарках спрашивают мёд с маточным молочком. Приходится объяснять, что такой мед — это маркетинговый ход, невозможно «выдоить» столько маток, чтобы мёд окрасился в белый цвет и тем более нёс туже пользу что исходный продукт- такой мёд будет самым дорогим элитным товаром, думаю, даже дороже, чем трюфели!
Сейчас Алексей думает и о развитии нового направления – экотуризма. Для этого есть уже многое – пасека, красивая природа, чистый воздух и знание жизни пчел. А знакомство с организацией их жизни и работы может быть полезно не только в целях общего развития, но и применяться на практике:
— В Туле в своё время действовал «Мужской клуб» – очень интересное мероприятие, где предприниматели делились опытом, обсуждали рабочие вопросы, находили интересные решения. Здесь я как-то читал лекцию про пчёл. Оказалось, из неё ребята смогли подчеркнуть много интересного для построения своего бизнеса и организации рабочих процессов. Не зря же люди всегда наблюдали за животными и насекомыми и использовали насмотренность в проектировании самолётов или в других сферах.
Продукты, произведенные с любовью, а именно такими и являются все продукты с пасеки в селе Ботвиньево, находят своего покупателя. Нет проблем с реализацией и у Алексея: работает сарафанное радио, соцсети. Пасека Алексея Сапова – постоянный участник ярмарок и мероприятий. Мед, продукты пчеловодства и сувениры от Алексея Сапова можно купить на маркетплейсе Россельхозбанка Своё Родное.
— Заказы отправляю не только по Туле, но и в другие регионы. Чаще всего заказывают цветочный и гречишный мед, наши сувениры из воска и брендированные медовые наборы.
Благодаря Интернету и ярмаркам наша география расширяется: уже несколько сотрудничаем с заказчиками из Нового Уренгоя, на данный момент это наши самые дальние заказчики. Недавно за нашим мёдом приезжала делегация из Алжира, набрали бочонков, мёда для себя и в подарок своим семьям.
Внимание к качеству продукта, преемственность и творческий подход – вот три кита бизнеса семьи Саповых. На продукции пасеки есть знак программы «Сделано в Тульской области», это значит, что продукты прошли нужную сертификацию и проверку качества. Это подтверждают и покупатели сладкого лакомства.
— Всегда приятно, когда твою работу и качество продукта ценят и возвращаются снова. У нас есть клиенты, с которыми мы работаем уже более 10 лет. Это очень воодушевляет с стимулирует «держать марку».