Во всех без исключения школах сейчас особое внимание уделяют патриотическому воспитанию. Линейки с поднятием государственного флага, «Разговоры о важном», встречи с ветеранами — лишь малая часть мероприятий, направленных на воспитание патриотических чувств. Подобная работа проводится и в детских садах. С 1 сентября 2023 года образовательные программы дошкольных учреждений были переработаны в соответствии с федеральной образовательной программой. Как сообщить дошкольнику, у которого только формируется восприятие окружающего мира, о важных исторических событиях, о войне и тех, кто жертвует собой на фронте? Об этом «Тульской прессе» рассказали в региональном министерстве образования.
У каждого дошкольного учреждения в Тульской области есть свой план воспитательной работы. Обязательный его компонент — патриотическое направление, которое, учитывая особенности развития детей, формирует личностную позицию наследника традиций и культуры, защитника Отечества, творца, ответственного за будущее своей страны, приобщает к базовым ценностям — природа и Родина. В ребенке воспитывают нравственные качества, интерес, любовь и уважение к своей стране, своему краю, малой родине, к своему народу и народу России в целом. Воспитывают в нем чувство ответственности, ощущения принадлежности. Так возникает чувство патриотизма.
Что рассказывают дошкольникам?
В календарный план воспитательной работы детского сада включен примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат. С учетом возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей воспитанников отбираются материалы, доступные их пониманию. В обязательном порядке введены темы, связанные с историческими событиями страны. Это:
- День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества,
- День защитника Отечества,
- День Победы,
- День памяти и скорби,
- День окончания Второй мировой войны,
- День солидарности в борьбе с терроризмом.
Могут быть включены такие темы, как:
- День снятия блокады Ленинграда,
- День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России,
- День Героев Отечества.
Также рекомендуется включать в план памятные даты:
- День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима) — День памяти жертв Холокоста,
- День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве,
- День неизвестного солдата.
Помимо этого, при проведении мероприятий патриотической направленности по усмотрению образовательных организаций к детям могут пригласить ветеранов боевых действий.
Из чего складывается воспитание патриотизма в детских садах?
В структуру образовательной программы входит содержательный раздел, где отдельно представлена рабочая программа воспитания. В ней раскрываются: задачи и направления воспитательной работы, предусматривается работа по приобщению детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные своей этнической группы, правилам поведения.
Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
В содержании каждой из образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие» детей раннего и дошкольного возраста выделены базовые ценности российского народа:
- жизнь,
- достоинство,
- права и свободы человека,
- патриотизм,
- гражданственность,
- высокие нравственные идеалы,
- крепкая семья,
- созидательный труд,
- приоритет духовного над материальным,
- гуманизм,
- милосердие,
- справедливость,
- коллективизм,
- взаимопомощь и взаимоуважение,
- историческая память и преемственность поколений,
- единство народов России,
- создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру,
- становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей.
«Ориентиром для воспитателей при осуществлении образовательного процесса служат планируемые результаты. К моменту выпуска из дошкольного учреждения у ребенка должны быть представления о жизни людей в России, некоторые представления о важных исторических событиях Отечества, о многообразии стран и народов мира, проявление положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе, проявляется стремление заниматься социально значимой деятельностью, интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства», — сообщили в министерстве.